Святослав Зборовский из BI-команды DataArt изучил, кого из коллег чаще всего благодарят с помощью корпоративной системы. В статье для Хабр он рассказал, как быстро построить и оптимизировать граф и какие кластеры ему удалось на нем выделить.
Святослав Зборовский, Data Analyst, DataArt
DataArt — достаточно крупная IT-компания, в 20 наших офисах в десяти странах работает более 3000 человек. Многие проектные команды распределены по разным городам, взаимодействие между сотрудниками и до начала пандемии COVID-19 чаще всего происходило онлайн. Еще девять лет назад в компании придумали способ дистанционно поблагодарить коллегу с помощью TYPs — Thank you points. Типсы — аналог внутренней валюты, никак не привязанный к бонусам, зарплатам или стажу. Их можно посылать тем, кто вам помог, получать от тех, для кого что-то хорошее сделали вы сами, и время от времени менять на сувениры: кружки, рюкзаки, пауэрбанки, резиновых уточек и т. д. Если интересно, подробнее о том, как работает система TYPs, можно почитать здесь, но, в общем, это действительно такое «спасибо» онлайн.
Иллюстрация из статьи о том, как работает типсовая система в DataArt, выходившей осенью 2019 года
Я устроился в компанию год назад. Разобравшись с внутренними системами и, в частности, институтом типсов, я заинтересовался, кого же коллеги обычно благодарят. Правда, многим ли людям отправляют «спасибо» (ведь количество баллов в распоряжении каждого человека ограничено)? Какие связи и группы внутри системы можно увидеть, оценив обмен типсами? Все дарят всем? Или компания разбита на небольшие кластеры — кружки по интересам? Чтобы ответить на эти вопросы, я решил построить сетевой граф.
Сразу оговорюсь, что типсы, которые начисляются коллегам от имени компании (за участие в конференциях, написание статей, выступления на внутренних ивентах и т. д., а также по умолчанию ежемесячно), в исследовании я не учитывал. Ведь это не классическое «спасибо» от коллеги коллеге.
На графике ниже можно увидеть динамику, как много коллеги благодарят друг друга за последние четыре года. Угадайте причину пиковых значений в конце каждого года (спойлер: сотрудники поздравляют друг друга с Новым годом).
Важное примечание: последние четыре года количество сотрудников компании постоянно растет, поэтому и количество подаренных типсов тоже будет увеличиваться. Поэтому на графике я показал метрику, обозначающую отношение количества подаренных типсов за месяц к количеству сотрудников, работавших в компании в этом месяце. Так можно увидеть действительный показатель частоты дарения типсов.
В качестве инструмента я выбрал Gephi. Использовать его удобнее, чем вручную писать собственную программу на R/Python/ выберите любой язык, позволяющий исследовать сети. Во-первых, в Gephi проще настраивать укладку сети, во-вторых, в нем предусмотрена удобная регулировка размера и цвета текста, что позволяет без лишних усилий облегчить чтение графа.
Первоначальный датасет имел формат таблицы связей и состоял из 46 896 строк — отдельных фактов дарения типсов. С 2011 года именно столько раз коллеги официально сказали друг другу спасибо внутри системы учета рабочего времени. Выглядит это примерно вот так:
Поэтому для облегчения графа я применил фильтр degree > 50, другими словами, оставил на нем только коллег, у которых выявлено более 50 связей (фактов дарения или получения типсов).
Поэкспериментировав с укладкой, я остановился на Fruchterman Reingold. Выглядело это вот так:
К отфильтрованному графу я добавил статистику модулярности для выявления кластеров. Их оказалось восемь.
Далее изменил размер узлов так, чтобы большие точки соответствовали людям, получающим особенно много типсов. Это позволило выявить главных героев в каждом кластере.
Финальная визуализация выглядит так:
Но кто все эти люди? Какая логика объединят их в кластеры? С целью разобраться я добавил таблицу узлов, отображающую на графе имена сотрудников. Увы, по соображениям конфиденциальности, в статью такие данные я включить не могу, зато могу рассказать, что удалось установить с их помощью.
Голубым цветом (20,61 % всех наблюдений) представлены коллеги из небольшого центра разработки, расположенного в относительно небольшом городе. DataArt там — очень сильный игрок на рынке труда, при этом профессиональное сообщество в целом совсем немногочисленно. В этих условиях местный офис занимает в жизни коллег значительное место, и между собой они общаются очень тесно, даже будучи занятыми в разных проектах. Это наглядно отображается в частых «спасибо». Лидеры — HR-менеджеры, сисадмины, бухгалтеры и самых опытные из инженеров, выступающие менторами для практикантов и активно участвующие в жизни локального центра разработки. Т. е. они проводят вебинары, представляют в офисе результаты своей работы и интересные кейсы, выступают на конференциях с докладами, которые нравятся коллегам. Центральный большой узел — инженер хелпдеска.
Зеленый (18.88 %) — напротив, коллеги из самого большого (удивительно!) офиса, расположенного в нестоличном городе среднего размера. Однако здесь картина иная: в целом люди реже отправляют друг другу типсы, а я ярко выраженных «любимчиков» у них попросту нет. Скорее всего, у коллег просто хорошие горизонтальные отношения.[SZ13]
Фиолетовый (18,88 %) — менеджеры, которые помогают планировать командировки и считать бюджеты, и участники внутренней BI-команды. У них есть и выраженная категория «поклонников», в которую входят менеджеры проектов, деливери менеджеры, тимлиды и синьорные разработчики, которые чаще других выезжают в офисы клиентов.
Черный (15,45 %) — это «хорошие люди», которых одинаково часто благодарят коллеги самых разных уровней и специализаций. Самые большие черные точки — системные администраторы, кроме них, в категорию попадают офис-менеджеры и преподаватели английского.
Оранжевый (11,59 %) объединяет высший менеджмент, HR-менеджеров и тех, кто занимается продвижением компании на рынках труда. Все эти люди развивают бренд DataArt как работодателя и, хотя работают они в разных командах и департаментах, регулярно пересекаются и благодарят друг друга. Эта тенденция прослеживается на протяжении всех девяти лет работы системы, поэтому объединить таких коллег в один кластер вполне логично.
Красным цветом (6,87 %) обозначена еще одна небольшая локация. Самые большие точки — два системных администратора и главный HR, действительно много времени уделяющий общению с коллегами и во многом объединяющий их между собой.
Темно-зеленый (3,86%) — опять сисадмины, однако не привязанные к определенному офису. Это те, кто помогает настраивать виртуальные окружения, налаживает работу корпоративных систем и консультирует коллег из разных городов и стран. Поэтому и определенной группы, представители которой благодарили бы их чаще других, выявить невозможно. Им в равной степени благодарны все сотрудники компании — за это им и полагается отдельный кластер.
Желтый (3,86 %) — разработчики внутренних систем Project Manager и EDU, в которых мы ведем учет рабочего времени, следим за динамикой активности в проектах, аккумулируем обучающие курсы и общаемся между собой. Одним словом, в них отражена вся жизнь компании, поэтому тех, кто над ними работает, благодарят достаточно часто, причем коллеги из разных проектов и стран.
Думаю, что полученный граф достаточно точно отражает горизонтальные связи внутри компании, но за пределами отдельных проектов и аккаунтов. Не так уж удивительно, что особое место на схеме заняли системные администраторы, но показать им ее все равно лишним не будет. Пусть не сомневаются, насколько высоко их ценят коллеги!
Граф строился на истории типсовых связей за весь период существования института Thank you points. Если же повторить такое же исследование, но уже на выборке года/полугодия, структура кластеров изменится. Наиболее крупными кластерами окажутся большие проекты, где в выбранном промежутке времени произошел успешный релиз. Остальные кластеры сформируют привычные локальные связи и благодарности менеджерам, сисадминам и учителям английского.
Могу предположить, что опыт моего небольшого исследования может быть полезен тем, кто хочет лучше понять социальную структуру внутри своего коллектива. Действительно ли коллеги хорошо относятся друг к другу? Кому они готовы часто говорить «спасибо»? Более того, такое исследование помогает выявлять, казалось бы, незаметных героев, которых стоит поощрить не только с помощью обычного «спасибо».