Тимлиды и разработчики: как программисты ищут работу в 2021 году

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Ещё осенью 2020 года мы заметили изменения в воронке поиска работы в сферах IT&Digital. Поскольку мы постоянно взаимодействуем с людьми и рынком, нам быстро стало понятно, что формируются новые паттерны поведения при поиске работы. И компаниям нужно обязательно их учитывать, чтобы находить новых сотрудников в команды разработки.

Такие наблюдения подтолкнули нас к тому, чтобы провести исследование среди сотрудников IT-компаний и выяснить, как сегодня ищут работу тимлиды и разработчики. На наши вопросы анонимно ответили более 100 человек в закрытом чате тимлидов и в специализированных Telegram-каналах для программистов.


За период пандемии вакансии  стали дольше закрываться, а их количество продолжило расти. Напряжение и дистанция между соискателями и HR стала увеличиваться. Было ощущение, что все стали разворачиваться спинами друг к другу — и кандидаты в поиске работы, и тимлиды в поиске специалистов.

Разрабатывая эту гипотезу, мы хотели получить ответы на вопросы:

  • Что испытывают разработчики и тимлиды, получая десятки приглашений на разные вакансии?

  • Почему кандидатам сложно находиться в этом потоке?

  • Что им может помочь?

Роман Ивлиев, организатор конференции TeamLead Conf, рекомендует разработчикам остановиться, подумать и прописать свои пожелания в карьерную стратегию — это позволит в будущем сохранить нервы и силы: «Основные критерии появятся в процессе изготовления стратегии поиска новой работы. Главное — это не забивать на этот процесс. Нужно чётко понимать, что хочется и не хочется. Бывают ситуации, когда выбор осложняется внешними факторами, но сейчас очень большой выбор, вряд ли стоит бросаться принимать все подряд приглашения».

Никита Кабардин, фронтенд-консультант в Spotify, также поделился рекомендациями для разработчиков при построении карьеры, акцентировав внимание на международные перспективы: «Российский рынок надо рассматривать как место получения максимального опыта на единицу времени, так как это очень турбулентный рынок. И если ваша цель в будущем двигаться на Запад — важно учитывать это и поработать для этой цели. Если вы хотите поработать в Apple, ответьте себе на вопрос — какой именно опыт нужно получить здесь в России, чтобы попасть потом в компанию мечты?»

Почему программисты вообще ищут работу?

Причина простая — ничего личного, только бизнес. Как для тимлидов, так и для разработчиков наиболее популярная причина поиска работы — желание увеличить зарплату. Этот вариант в качестве основной мотивации выбрали 60% разработчиков и 70% тимлидов. На втором месте — отсутствие роста в предыдущей компании. Третья по популярности причина у разработчиков — желание поменять стек и работать с более современными технологиями. Однако тимлиды чаще меняют работу из-за отсутствия взаимопонимания с руководителем, бизнесом и командой.

Что немаловажно, «умение налаживать отношения с рынком увеличивают доход на длительной дистанции, — комментирует Никита Кабардин, — Очень многие разработчики переходят в ту или иную форму мультипликации дохода: либо переходят в консалтинг, либо начинают продавать продукты со своими знаниями, либо создавать стартапы. Ваша зарплата — это только начало. Поэтому ваши отношения с рынком важны и выстраиваются как нечто большее чем просто поиск работы».

Около 90% разработчиков и тимлидов заранее выделяют критерии, по которым будут искать работу. Зарплата и плюшки, возможность карьерного роста и стек технологий — то, на что обращают внимание в первую очередь. Тем не менее озабочены стеком лишь 25% опрошенных. Получается, что финансовые причины часто перекрывают профессиональное развитие, и это обстоятельство на фоне кадрового дефицита не ведет ни к чему хорошему. Кадры вымываются из команд, так как получить более денежный оффер сегодня очень легко.

Кстати, бизнес в погоне за идеальными кадрами готов на такие бонусы, о которых еще несколько лет назад не приходилось и мечтать. «Среди наиболее необычных “плюшек” от компаний, которые нам приходилось видеть в описаниях к вакансиям — психолог в офисе, частичная компенсация аренды жилья рядом с офисом, доступ к коворкингам, чтобы было удобно работать не из дома, компенсация обустройства рабочего места», — вспоминает IT-рекрутер DigitalHR Екатерина Потемкина.

Как ищут работу тимлиды и разработчики?

Три основных способа поиска работы как для тимлидов, так и для разработчиков:

  • поступающие предложения,

  • публикация резюме на job-ресурсах,

  • отклики на определенные вакансии.

Их выбрали порядка 70% опрошенных, правда, напрямую на вакансии тимлиды откликаются реже (примерно каждый второй): все-таки статус предполагает иное. При этом разработчики чаще обращаются за рекомендацией к знакомым, чем тимлиды.

Около 35% респондентов закладывают на поиск от двух недель до месяца. Разработчики настроены на долгосрочный поиск: 16% готовы искать работу от 3 до 6 месяцев, тогда как только 9% тимлидов готовы к таким срокам. Второй по популярности ответ среди тимлидов — 2-3 месяца, среди разработчиков это наименее популярный вариант. При этом 40% разработчиков и каждый пятый среди тимлидов вообще не ставят себе дедлайнов при поиске.

Как кандидаты общаются с компаниями

Разработчики (36% против 20% у тимлидов) стремятся пообщаться со всеми компаниями, от которых получили приглашения.  Более 70% разработчиков и тимлидов отвечают на все письма с вакансиями. Но тимлиды отправляют нерелевантные вакансии в бан намного быстрее.

Респонденты считают, что оптимальное количество этапов интервью — не более 2-3 встреч. При этом каждый пятый не готов выполнять тестовое задание, а 20% разработчиков считает, что за такое задание должны платить. После интервью половина хотела бы получить обратную связь в течение 2-3 дней, другая – готова подождать неделю. Около 80% респондентов хотели бы получить развернутый фидбек с указанием навыков, которые следует улучшить.

Разработчикам важно обсудить на интервью то, как организован рабочий процесс, какие навыки и технологии потребуются. Они задают реальные практические и более узкоспециализированные вопросы. Тимлидам же интереснее более высокоуровневые вопросы: их волнует бизнес-смысл компании, цели и планы, технологическая стратегия.

Интересно, что в процессе поиска ни те, ни другие не обращаются к знакомым рекрутерам. Около 20% разработчиков и тимлидов негативно относятся к кадровым агентствам. В анкетах разработчики ссылались на отсутствие реальной пользы от сотрудничества, негативный опыт общения и «трату времени».

Среди тимлидов 59% готовы к общению с агентствами. Причины негативного отношения среди тимлидов звучат более осознанно и аргументированно. Они выделяют долгий процесс, отсутствие у агентства достаточной информации о вакансии, их заинтересованность в собственной выгоде, а не в поиске идеального мэтча.  Разработчики также выделяют увеличение срока поиска. Можно заметить, что один негативный опыт сильно повлиял на их отношение к агентствам. «Невнимательно выслушивают мои возможности, потребности, пожелания, т.е. зачастую некачественно работают, как для кандидата, так и для работодателя», — комментируют участники опроса негативную сторону работы с агентствами. 

Между тем, Роман Ивлиев рекомендует не отказываться вовсе от сотрудничества с агентствами, но предлагает вести коммуникацию с подходящими вашим требованиям — этому есть логичное объяснение: «Очень часто бывает так, что работодатели обращаются в одни и те же агентства. Т.е. условно, если сегодня пришла вакансия от компании А, то с очень высокой долей вероятности, спустя какое-то время от них будет ещё что-то. Часто бывает так, что разные кадровые агентства приходят с одной и той же вакансией».

Рекомендации компаниям

  • Наиболее популярная причина поиска работы — желание увеличить зарплату, поэтому компаниям стоит добавлять в описание вакансии зарплатную вилку или сообщать её на первом этапе собеседования, а не тянуть до оффера.

  •  Около 90% кандидатов заранее выделяют критерии при поиске работы. На это стоит обратить внимание на старте коммуникации, сверяться в процессе прохождения этапов отбора и использовать на финале.

  •  Тимлиды более осознанно подходят к поиску работы, они реже смотрят предложения пассивно и обычно четко определяют дедлайны. Среди тимлидов стоит сфокусироваться на тех, кто находится в активном поиске, они смотрят предложения размеренно, при это утвердились в своем желании сменить компанию.

  •  Типичный кандидат-разработчик смотрит предложения пассивно, таких большинство на рынке. Разработчики в активном поиске стремятся пообщаться со всеми компаниями, стоит сфокусироваться на тех, кто только задумался о смене места работы.

  • Вакансии с неоплачиваемым тестовым заданием не будут рассматривать 40% кандидатов: стоит транслировать эту информацию перед запуском.

  •  44% разработчиков не определились с отношением к агентствам. Это кандидаты, с которыми есть все шансы выстроить партнерские отношения. 20% респондентов негативно относятся к агентствам: это довольно много, поэтому стоит выделить ресурс на проработку их возражений.

  •  Основные причины негативного отношения к агентствам — долгий процесс и нехватка информации о вакансии. Рекрутерам стоит больше внимания уделять коммуникации с кандидатом между этапами интервью, информируя о причинах возможных задержек, давать промежуточный фидбек. А также на старте получать достаточный объем информации, которая транслируется кандидату.

Как кадровое агентство мы стараемся выступить мостиком между аудиториями и устранить возникающие барьеры. На самом деле, работа с рекрутерами поможет разработчику, чтобы пройти путь поиска с фокусом не на выгоду в моменте, а на далеко идущее развитие в профессии.

Несмотря на то, что найм в IT за последние пару лет усложнился, это не значит, что он невозможен. Нужно правильно составить описание вакансии и учитывать интересы соискателя при коммуникации. Разработчикам и тимлидам, конечно же, сейчас намного проще и это позитивная новость. Спрос на услуги толковых программистов с каждым днём только растёт и потенциал этого роста виден до сих пор. Но очень важно и компаниям, и соискателям найти друг друга, чтобы был правильный мэтч, только тогда получится win-win ситуация. А если стремиться за краткосрочной выгодой, то через довольно скорое время снова начнётся выгорание и поиски нового места работы. Что повлечет за собой стресс для работника и новые проблемы для работодателя.

Источник: https://habr.com/ru/post/585400/


Интересные статьи

Интересные статьи

Украинский профильный ресурс DOU.UA провел очередной ежегодный опрос о языках программирования, в рамках которого было собрано 7211 анкет (92% респондентов находятся в Ук...
В феврале сообщество эйчаров и рекрутеров в ИТ собирается, чтобы обсудить инструменты автоматизации подбора, организацию онлайн-корпоративов, гонку зарплат в ИТ и развити...
Предыстория Когда-то у меня возникла необходимость проверять наличие неотправленных сообщений в «1С-Битрикс: Управление сайтом» (далее Битрикс) и получать уведомления об этом. Пробле...
«Я — профессионал» — это образовательная олимпиада для студентов технических, гуманитарных и естественнонаучных специальностей. Задания для участников готовят эксперты десятков ведущих российских...
Практически все коммерческие интернет-ресурсы создаются на уникальных платформах соответствующего типа. Среди них наибольшее распространение получил Битрикс24.