Привет, Хабр! Мы вводим новую рубрику «Обзор раритета», которая будет выходить каждую пятницу. Здесь мы будем публиковать обзоры старых интересных устройств, которые не заслужили забвения. Более того, некоторые из них актуальны и по сей день.
Сегодня расскажем о цифровой камере Sony Mavica MVC-FD73, которая выделяется среди себе подобных надежностью, качеством снимков и способом их хранения. В камере нет карт памяти, что естественно для 1999 года, но зато есть дисковод для флоппи-дисков, который и используется для записи снимков на дискету. Когда держишь эту камеру в руках, испытываешь целую гамму эмоций, ведь это девайс, ставший предтечей современных фотоаппаратов со сменными носителями.
Где мы достали раритет?
Один из наших сотрудников проездом был в Испании, где немало блошиных рынков и барахолок. Купить там можно все, что угодно, — от античного граммофона до вполне себе современных смартфонов.
Прогуливаясь по такой барахолке где-то под Малагой, сотрудник увидел необычный фотоаппарат. На одной из сторон камеры был замечен вроде как дисковод для гибких 3,5-дюймовых дисков, что и привлекло внимание. Не показалось — это действительно разъем для дискет.
Купить девайс удалось всего за 5 евро (стоимость камеры на момент выпуска составляла $599). Получить чудо техники прошлого века за столь малую цену получилось благодаря отсутствию зарядки и, соответственно, невозможности проверить работоспособность девайса. Продавец не знал, в рабочем состоянии этот девайс или нет. Но, как оказалось, камера работала.
Что это за раритет такой?
В конце 90-х Sony выпустила сразу несколько моделей цифровых камер со встроенными приводами для флоппи-дисков. В начале 2000-х Sony продолжила выпускать цифровики на дискетах, добавив еще и разъем для карт памяти Memory Stick, которые были в то время жутко дорогими.
Нам в руки попала модель Sony Mavica MVC-FD73, выпущенная в середине 1999 года. Это третье поколение цифровых фотоаппаратов Digital Mavica от Sony.
Характеристики камеры:
- Зум: 10Х оптический и 2Х цифровой.
- Матрица: 1/4 дюйма CCD.
- Разрешение снимков: 640x480, 320x240.
- Оптика: фокусное расстояние f=4.2 — 42 мм (40 — 400 мм в пересчете на 35 миллиметровый формат) F1.8-2.9.
- Экспозиция: автоматическая.
- Баланс белого: автоматический.
- Формат снимков: JPEG и BMP.
- Носитель: 3.5-дюймовая дискета с объемом памяти 1.44 MB.
- LCD дисплей: TFT, 2.5 дюйма, 165x124 точки.
- Общее число точек: 84260.
- Питание: батарея Sony NP-F330/F530/F550.
- Потребление во время съемки со вспышкой: 3 Вт.
- Диапазон рабочих температур: от 0 до 40 °C.
- Размеры: 138 x 103 x 62 мм.
- Масса: 590 грамм.
Полный список характеристик.
Для 1999 года это была крутая камера с большим количеством функций. Конечно, для профессионала она не годилась, но в качестве цифровой мыльницы — вполне.
На что способно это чудо техники?
Качество снимков и сейчас впечатляет — они вполне пригодны для веба, для Instagram, Facebook и т.п. Конечно, разрешение небольшое, но ведь это 1999 год.
У нас под рукой оказалась еще одна камера от Sony, Cybershot DSC-H100 от 2013 года. Вот сравнение фотографий одних и тех же объектов, сделанных двумя этими камерами + iPhone 6. Для удобства размеры всех снимков сведены к 640x480. На одном из снимков — ноутбук от Packard Bell, при помощи которого снимки сбрасывались с дискеты на флешку.
iPhone | Sony Mavica | Cybershot DSC-H100 |
---|---|---|
Вполне достойно для камеры, возраст которой составляет 20 лет, правда?
Один из немногих недостатков этой камеры — после того, как сделан снимок, нужно немного подождать, пока информация сохранится на дискете. На задней панели камеры есть специальный светодиод, показывающий активность привода.
Почему такое странное решение — дискеты?
Сейчас оно кажется необычным. А вот в 1999 году это было модно и актуально. Дело в том, что цифровые фотоаппараты того времени требовали подключения к ПК по Serial Port для передачи данных. Неудобно. Кроме того, требовалось устанавливать проприетарное ПО, которое часто глючило и работало не так, как нужно.
Дискеты изменили все. Они компактные, относительное емкие (на одну дискету помещается до 20 фотографий, сделанных камерой), и при их помощи фотографии можно передавать на ПК.
Если вы жили в то время, попробуйте представить обычную пленочную «мыльницу». Пленка относительно дорогая, поэтому фотографировать все подряд не получится. Нужно тщательно выбирать кадр, оценивать освещение, считать количество оставшихся кадров. Плюс пленку нужно было проявлять, после чего оказывалось, что часть снимков — неудачные или и вовсе брак.
Цифровой фотоаппарат с дискетами впервые дал возможность просматривать все сделанные кадры и удалять неудачные. С собой же можно было брать неограниченное количество дискет, которые были недорогими, так что в дороге у некоторых владельцев этих камер накапливались сотни снимков. Закончилась дискета? Переносим все на ПК или просто вставляем новую. Все, фотоаппарат к работе готов!
Это был прорыв. Да, иногда дискеты глючили, но в большинстве своем это надежный носитель информации. Например, той дискете, которую нам удалось достать для теста фотокамеры, около 20 лет! И все работает без «единого разрыва» до сих пор.
А еще были разного рода решения, расширяющие возможности дискет. Например, карта памяти SmartMedia с объемом от 4 до 32 МБ. Ее можно было вставить в специальный адаптер, который воспринимался ПК, фотоаппаратами и прочей техникой как флоппи-диск.
Были аналогичные переходники и для карт формата Memory Stick. Цена была немалой, но возможностей это добавляло кучу, поскольку теперь не нужно было таскать за собой дискеты.
Что еще интересного?
Камера оснащена большим количеством функций, включая вспышку, регулирование яркости дисплея, меню дисплея, ручку фокуса, автоматической фокусировкой, просмотр сделанных снимков. У этой камеры есть даже фотоэффекты: сепия, черно-белые снимки и режим «solarize». Добавлен также режим «E-mail», когда вместе с основным снимком создается его превью.
Кстати, дискету можно отформатировать без компьютера — у фотоаппарата есть такая функция, и работает она отлично, проверено.
В нижней части корпуса камеры есть крепление для штатива, что позволяет получать еще более качественные снимки.
Батареи хватает примерно на 260 минут работы. То есть можно снимать 4 часа в непрерывном режиме, щелкая направо и налево. Если есть емкая карта памяти и переходник для нее либо достаточное количество дискет, за это время можно создать завидный фотоархив. Для поездок — идеально.
В итоге камера от Sony — как раз то, что нужно было в конце 90-х. Практичный девайс, который не только был способен заменить собой пленочную камеру, но и по ряду параметров превосходил ее. Да, разрешение не очень большое, но на тот момент это был прорыв.