Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Стандарт цифровых двойников определяет цифровую модель изделия как “систему верифицированных и валидированных математических, компьютерных моделей и электронных документов изделия, описывающих поведение вновь разрабатываемого или эксплуатируемого изделия на различных стадиях жизненного цикла, использующую программные средства импорта и экспорта моделей и электронных документов, программные средства численного решения задач и компьютерного моделирования, а также визуализации”.
Другими словами, цифровой двойник — это не одна модель, а система моделей или набор моделей, каждая из которых предназначена для решения конкретных задач в рамках жизненного цикла изделия. Требования к конкретной модели определяются задачами, решаемыми с помощью данной модели.
В статье описан реальный опыт создания модели системы электроснабжения самолета (СЭС) в рамках реализации методов модельно-ориентированного проектирования в авиации.
Введение
Очевидно, что для разных систем создаются разные модели (например, комплексная модель самолета: электрическая система, топливная система, система управления). Каждая из которых может быть описана разными физическими и математическими уравнениями. Часть систем, например, топливная и система кондиционирования, описываются одинаковыми физическими уравнениями (модель течения и теплообмена среды в трубах). В этом случае можно использовать одинаковые уравнения физики и одинаковые приближения. Часть систем реального объекта всегда взаимосвязана, очень часто один узел является частью двух систем. Например, в авиационных системах используют теплообменник «топлив-воздух», где с одной стороны – топливо из топливной системы, а с другой – воздух системы кондиционирования. Видеопример здесь:
Также нередкой является ситуация, когда одну и ту же физическую систему мы моделируем, используя разные математические модели, в зависимости задач, решаемых моделью. В статье "Модельно ориентированное проектирование. Создание достоверной модели, на примере авиационного теплообменника": рассказано, как создавать модель, предназначенную для отладки системы управления на примере теплообменника системы кондиционирования воздуха самолета, какая точность нам нужна и как можно ее обеспечить. В примере теплообменника мы могли настроить модель по результатам испытаний реального аппарата, который уже создан и доступен для испытаний на стенде. Но если мы находимся на стадии проектирования, то мы вынуждены создавать предварительную, но достаточно достоверную математическую модель еще не существующего объекта.
В основе такой предварительной модели, как правило, лежит набор (библиотека) моделей для компонентов и (или) агрегатов проектируемой системы, которые обеспечивают расчет требуемых параметров системы с необходимой точностью. Создание такой библиотеки моделей компонентов является отдельной задачей, поскольку выбор принимаемых в модели допущений и упрощений диктуется требованиями к результату расчета, меняющимися в зависимости от стадии жизненного цикла процесса проектирования и изготовления.
Жизненный цикл в модельно-ориентированном подходе
Рассмотрим пример модельно-ориентированного подхода к проектированию на примере системы электроснабжения самолета (СЭС). Обобщенный жизненный цикл модели и проекта можно представить виде диаграммы на рисунке 1. Данную диаграмму можно применить к любой сложной технической системе. Применим ее к системе электроснабжения.
Первая стадия создания модели обеспечивает выбор основных решений и номинальных параметров электрической схемы. Для авиационной СЭС это может быть выбор двухканальной системы или четырехканальной системы, количество и необходимая мощность генераторов, схема переключения и изменения нагрузки в полете. Нагрузка в этом случае задается как граничные условия из требований проекта. Модель первой стадии позволяет оценить варианты и начать эскизный проект.
На стадии эскизного проекта в модели определяются режимы работы и основные алгоритмы управления системой, в том числе алгоритмы защиты. Здесь проверяются работоспособность выбранной принципиальной электрической схемы в динамических режимах работы. При этом уточняется нагрузка со стороны потребителей электроэнергии, а также динамика работы основных источников механической энергии в генераторах.
Точный технический проект позволяет создать полную и максимально точную модель работы электрических систем в мгновенных значениях тока и напряжения. При этом данная модель позволяет исследовать электромеханические взаимодействия в комплексной модели совместно с моделями топливной системы, системы вентиляции, системы связи и другими системами самолета.
По мере изготовления агрегатов модели уточняются по результатам стендовых испытаний, что позволяет добиться полного совпадения поведения реальных систем и моделей с точностью, достаточной для отладки и оптимизации алгоритмов управления в режиме совместного моделирования. Данный подход позволяет создать цифровой полигон для сокращения цикла реальных испытаний.
Обобщенная диаграмма жизненного цикла модели (рис. 1) позволяет выделить три уровня моделирования систем электроснабжения самолета, которые фактически и были реализованы в данном проекте.
Три уровня модели системы энергоснабжения самолета
1 Модель первого уровня применяется для выбора архитектуры СЭС или сравнения различных архитектур, определения необходимого бюджета мощности СЭС, анализа электрических нагрузок, предварительного определения номиналов аппаратов защиты, исходя из принципа селективности. Модель не учитывает изменения токов и напряжений относительно номиналов.
2 Модель второго уровня применяется для отработки логических законов или алгоритмов переключения шин СЭС, необходимых для реализации реакции СЭС на управляющие воздействия и реконфигурации СЭС в случае отказов. Модель также применяется для окончательного определения номиналов аппаратов защиты, исходя из принципа селективности. Модель учитывает изменения токов и напряжений во временном масштабе, оперируя действующими значениями токов и напряжений в подсистеме электроснабжения переменного тока и средними значениями напряжений и токов в подсистеме электроснабжения постоянного тока.
3 Модель третьего уровня применяется для комплексного анализа переходных процессов во времени. Обеспечивает отдельный расчет токов и напряжений в каждой фазе ЭС с возможностью расчёта несимметричных по фазам нагрузок, и учета нелинейности в электрических и магнитных цепях. Для расчета используются мгновенные значениях тока и напряжения в системе.
Данные уровни моделирования совпадают со стадиями проектирования при использовании модельно-ориентированного подхода (см. рис. 1)
Важное замечание. Если задачи, решаемые в процессе проектирования, могут быть решены первым уровнем модели, то использование второго и третьего уровня не является обязательным и целесообразным. Например, можно проводить анализ различной конфигурации системы для выбора количества генераторов, их мощности и схемы подключения в зависимости от режимов электрических нагрузок во время полета. И создание модели второго уровня будет излишним.
Для иллюстрации возрастания сложности рассмотрим, как выглядит модель первого и второго уровней на примере авиационного электрического генератора.
Модель 1-го уровня.
Модель синхронного генератора уровня 1 основана на схеме замещения, представленной на рисунке 2. Исходные данные для расчета параметров схемы замещения задаются в свойствах элемента, приведенных в таблице 1. Принимается, что ЭДС и внутренние сопротивления симметричны.
где: - ЭДС фаз генератора; – токи фаз генератора, определяемые при расчете; – полное сопротивление синхронного генератора; N – вывод нейтрали
Схеме замещения соответствует выражение (для каждой из фаз):
где: – действительные и мнимые составляющие ЭДС фаз генератора.
Таблица 1 – Исходные данные для расчета параметров схемы замещения синхронного генератора модели уровня 1.
Наименование свойства | Обозначение |
Напряжение (фазное), В | U |
Угол фазы А, эл.гр. | φ |
Частота, Гц | f |
Номинальная мощность, Вт | Snom |
Коэффициент мощности, о.е. | cosφ |
Вид цепи сопротивления источника | R (нет) |
Характер внутреннего сопротивления синхронного генератора изменяется в зависимости от значения свойства «Вид цепи сопротивления генератора» («R», «нет»). При значении «нет» и напряжение каждой фазы равно соответствующей ЭДС.
При значении свойства элемента «Задать напряжение через порт» равному «Да» у элемента появляются управляющий порт «U» и ЭДС фаз определяется управляющим сигналом – действующее значение напряжения. При значении «Нет» ЭДС определяются свойствами элемента. В обоих случаях ЭДС описываются выражениями:
где оператор .
Для моделирования готовности (отказа) генератора предусмотрен сигнал, который подаётся с помощью блока «в память» по локальному имени блока синхронного генератора модели уровня 1. Переменная в блоке «в память» задается в формате «имя генератора_rdy». Например: «L_GEN_rdy». При отсутствии сигнала в блок «в память» считается, что генератор готов к работе.
Для данного блока можно использовать функцию сигнализации. Сигнализация срабатывает по мощности. Для этого в свойствах модели необходимо задать свойство «Уставки сигнализации по перегрузке [S_p, S_av], о.е.» и время срабатывания сигнализации. Сигнализация имеет две ступени: предупредительная уставка и аварийная уставка. Предупредительной уставке соответствует первый элемент вектора, а аварийной – последний. Функции сигнализации и отображения величин выполняются посредством элемента «ЭСЛА-Датчик», который дополнительно может устанавливаться на расчетную схему.
В процессе расчета данная модель обеспечивает отображение нагрузки для генератора в процессе расчета режимов полета. На рисунке 2: отображение процесса моделирования для двух вариантов нагрузок:
Общая схема электроснабжения самолета модели первого уровня выглядит, как показано на рисунке 3.
Схема, представленная на рисунке 4, обеспечивает расчет режимов работы и проверку схемы с учетом нагрузки и переключения во время полета.
Модель уровня 2
В модель синхронного генератора относительно модели первого уровня добавлены:
- расчет модели на основе упрощенных уравнений Парка-Горева;
- учет характеристики холостого хода;
- возможность подключения первичного двигателя (авиационный привод);
- блок релейных защит и управления.
В основе модели синхронного генератора лежат упрощенные уравнения Парка-Горева, позволяющие рассчитывать электромагнитные и электромеханические переходные процессы с учетом изменения периодической составляющей тока генератора.
Модель генератора представляет собой трехлинейную систему управляемых ЭДС ,за переходным сопротивлением и активным сопротивлением статора генератора Входными параметрами для расчета значений ЭДС являются фазные токи генератора Расчеты выполняются независимо для каждой последовательности токов и ЭДС, причем для прямой последовательности решаются уравнения Парка-Горева в dq координатах. Вследствие этого токи и ЭДС проходят преобразования между системами «ABC», «12» и «dq».
Общая структура модели синхронного генератора представлена на рисунке 5
Таблица 2 – Исходные данные для расчета параметров модели синхронного генератора уровня 2
Наименование свойства | Обозначение |
Номинальная мощность, Вт | Snom |
Номинальное напряжение, В | UnomPh |
Номинальный коэффициент мощности, о.е. | cosφ |
Номинальная частота, Гц | fnom |
Номинальная частота вращения, об/мин | Nnom |
Сопротивление обмотки статора, о.е. | X2 |
Индуктивное сопротивление по продольной оси, о.е. | Xd |
Переходное сопротивление, о.е. | X'd |
Индуктивное сопротивление по поперечной оси, о.е. | Xq |
Постоянная времени обмотки возбуждения при разомкнутой обмотке статора, с | Td0 |
Ток возбуждения холостого хода, А | Ifx |
Ток возбуждения (массив), о.е. | Inamag |
Напряжение на выводах генератора (массив), о.е. | Unamag |
Начальная скорость вращения, о.е. | w_start |
Ток прямой последовательности статора ток обратной последовательности и ток нулевой последовательности определяются на основании комплексных значений фазных токов генератора по формулам:
где - оператор перевода равные
Преобразование токов прямой последовательности генератора от фазных координат к dq и обратное преобразование ЭДС прямой последовательности осуществляется следующим образом:
где: – токи статора генератора в dq координатах; – ЭДС прямой последовательности статора генератора в фазе А; – переходные ЭДС генератора в dq координатах;