Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет Хабр!
В прошлый раз писал про проект по рентгеновской инспекции печатных плат. Сейчас мы сильно продвинулись, есть рабочий прототип софта плюс “потыкали палочкой” в Эльбрус. Про этот опыт я и хочу рассказать.
Интро
На старте проекта нам удалось найти дополнительное финансирование, основным условием была работа ПО полная кроссплатформенность, в том числе поддержка отечественных процессоров. На тот момент наиболее производительным вариантом для десктоп машин был Эльбрус 8С (пока он им и остается, 8СВ еще вроде не вышел). Мы купили две станции «Эльбрус 801-РС» напрямую от МЦСТ. Сейчас их стоимость указана на сайте, год назад были чуть дороже.
Из курьезных мелочей, с которыми столкнулись при закупке – бумажные заявки на поставку. Сразу советую заключить договор NDA, это даст доступ к свежим инструментам разработчика (оформление около месяца). Приехали машины быстро, по комплектации – есть проблема с кастомизацией на стороне МЦСТ. Проще докупить и поставить самим нужные видеокарты или периферию. Перечень проверенного оборудования/чипов карт пока есть только в багтрекере МЦСТ, хотя стоило бы опубликовать список на вики ресурсе по Эльбрусам.
Операционные системы
По ситуации на начало 2020го года – при заказе можно выбрать предустановленную ОС: оригинальную Эльбрус или партнерскую (Альт, Астра). В нашем проекте используется Астра Linux. Она хоть и была доступна официально, но по факту – не получилось заказать за адекватное время. Ставили сами с лайв образа отдельной лицензией.
Выбор той или иной ОС – дело вкуса, мне понравилось окружение Fly в Астре, субъективно оно шустрее. С другой стороны, пакетная база Альта шире, они теснее сотрудничают с МЦСТ и набор дистрибутивов интереснее.
Пример – не существовал USB лайв образ Астры под Эльбрус, а для Альта их было аж несколько штук. Бэкап раздела Астры работал только из-под лайв образа Альта.
Сама ОС Эльбрус изначально разрабатывалась для демо процессора заказчикам. Мы начинали с версии 4.0, сейчас рабочая 5.0rc2 – стало лучше, но все же она «сыровата» для конечного пользователя. Нужна для отладки или получения максимума от VLIW архитектуры. Именно на этой ОС производительность при обработке изображений была максимальной.
UPD: сейчас вышла версия ОС Эльбрус 6.0. Там заявлены C++20 и свежее ядро Linux, но так как мы работаем на Астра — обновления еще не добрались.
Архитектура
Пока только С++, 14-ый стандарт, про CUDA и Vulkan лучше не думать, а вот OpenGL на AMD видеокартах работает нормально. Важно – OpenGL не старше 3.1, QT 5.11.
По остальным ЯП – возможно кто-то поделится свои опытом в комментариях. Знаю, что идет работа в «закрытых» конторах, в основном по обработке видеопотока и изображений. Понемногу народ осваивает отечественные процессоры.
Теперь слово архитектору проекта, Максиму Титову (titovmaxim, Unicore Solutions)
Наша цель – сделать хороший софт для работы с рентгенографическими системами. Поэтому начали с главного – подключения железа и тракта обработки изображений. Сильно волновались. TLDR: все прошло гладко.
Главная часть системы – детектор рентгеновского излучения. Подключается по Ethernet и забивает канал 1Гбит под завязку, протокол GigE Vision. Коммерческие библиотеки под Эльбрус отсутствуют, библиотеки с открытым исходным кодом (например Aravis) не подходят по скорости и качеству, так что писали свою реализацию.
Столкнулись с тем, что встроенная сетевая карта материнской платы Эльбруса сильно нагружает процессор, и 1ГБит просто так не получить, теряются кадры. Пришлось дописывать дополнительный быстрый промежуточный буфер, чтобы разгрузить поток приема. Обрабатываем все потом в отдельных потоках. Все заработало, канал забивается полностью, потерь кадров нет. При установке на Эльбрус дискретной карты проблем становится заметно меньше.
Предварительная обработка изображений в реальном времени реализована на OpenGL, т.к. это единственное средство, доступное нам на всех платформах. В нее входит применение калибровки и коррекция битых пикселей детектора, обработка гистограммы, гамма коррекция, повышение резкости и подавление шума, раскраска полутонов, геометрические преобразования. Интересно было написать быструю оценку гистограммы изображения на OpenGL, а не CUDA, задача не совсем типичная.
Итого на обработку одного кадра 3000x3000 16 бит на самой слабой видеокарте (AMD R5) на Эльбрусе уходит ~33 мс. Очень даже неплохо, при условии независимости от ОС и полной разгрузки ЦП для задач сложной пост-обработки. Уже доступны более мощные видеокарты, так что здесь мы спокойны. К примеру, на x86 с GeForce RTX 2070 Max-Q мы получаем стабильные ~2мс, ждем подобного на Эльбрус
Подключение прочих компонентов – рентгеновских генераторов и мехатроники по RS232, Web камер по UVC, прошло без проблем.
В проекте мы используем Qt 5.11 и QML для интерфейса. Здесь все прошло неожиданно гладко. Работает, заводится "из-коробки", основные пакеты в Астра есть. Ждем, когда будут доступны обновления, поскольку в 5.11 есть «шероховатости» и баги.
Немного о том, почему мы опасались C++ 14. Активное совместное использование C++ и QML часто вызывает сложности, поэтому мы решили использовать в проекте cвою библиотеку Flow.
Библиотека Flow
Среди плюсов библиотеки — декларативность, сокращение boilerplate кода и ошибок. Помогает использовать ФП подход на С++, в частности есть гибкое объединение и композиция функций, ленивость, кеширование, потокобезопасность и фоновое выполнения в других потоках. Последнее, кстати, актуально для OpenGL, который не очень «умеет в многопоточность». Все это в динамике с оповещением об изменениях (никаких update) отстыковки/пристыковки веток, действия (эффекты в смысле ФП), интегрированы с контекстами Qt. Из приятного – автоматический контроль времени жизни объектов и подписок без ручных subscribe/unsubscribe и беспокойств, кто кого переживёт, все само :) Немного похоже на ReactiveX, но тут больше про состояния, а не про потоки данных.
Там же живет своя мета-система (в C++ рефлексию не завезли), используем вместо QMetaObject. Писать меньше, лучше интегрируется с QML (примерно, как WPF с C#), можно свободно перемещаться по дереву, в частности работать из QML с QVector в середине дерева как с моделью с умным diff’ом (без написания QAbstractItemModel), автоматическая сериализация/десериализация любого объекта одной командой и пр.
Библиотека изначально была рассчитана минимум на C++ 17. При переходе на C++ 14 мы, естественным образом, потеряли вывод типов и сейчас приходится прописывать большинство шаблонных параметров руками. Однако прогресс МЦСТ впечатляет, ждем новых компиляторов. Была пара особенностей компилятора Эльбрус, не замеченных ранее на GCC и MSVC. Не всегда понимаются auto параметры в лямбдах. Не умеет перезахватывать this во вложенные лямбды. Но это легко правится, в остальном все компилируется и работает без проблем. Да, ошибки компилятора на русском языке немного непривычны ;)
Вследствие особенностей архитектуры на Эльбус не рекомендуется использовать исключения. Поэтому мы сразу отказались от них в нагруженных частях. Однако достаточно широко используем их на верхнем уровне, где операции единичные. Все работает как положено, зря боялись. Да, пока не завезли -fnon-call-exceptions для удобного отлова ошибок уровня системы и их обработки на месте возникновения.
Приятно, что можно большую часть кода писать "дома" на Linux под x86 и потом просто собирать на удаленной машине Эльбруса. При некоторой сноровке проблем с совместимостью кода почти не возникает.
Производительность OpenCV
Наиболее критичные вещи по обработке видеопотока вынесены на видеокарту, для «неторопливой» пост-обработки изображений используем OpenCV 3.2. Этот пакет портирован на Эльбрус, но есть “нюанс” – производительность сильно зависит от версии пакета для конкретной ОС. См. таблицу по сравнению производительности пакетов OpenCV на Эльбрус 8С (1300 МГц) и Intel core i7 (2600 МГц) под разными ОС/сборками openCV:
Операция | Параметры | ОС Эльбрус 5.0rc2 Эльбрус-8С OpenCV 3.2 | ОС Астра Ленинград 8.1 Эльбрус-8С OpenCV 3.2 | ОС Астра Смоленск 1.6 Intel Core i7 OpenCV 3.2 | ОС Windows 10 Intel Core i7 OpenCV 3.2 | ОС Windows 10 Intel Core i7 OpenCV 4.4 |
---|---|---|---|---|---|---|
Свертка | ядро 5x5, 3000x3000, 16S | 35 | 334 | 99,7 | 94 | 105,9 |
Свертка | ядро 5x5, 3000x3000, 16U | 244 | 280 | - | 98 | 106,5 |
Свертка | ядро 5x5, 3000x3000, 32F | 32 | 271 | 23,9 | 24 | 11,4 |
Гауссово размытие | ядро 5x5, 3000x3000, 16S | 15,3 | 257 | 36,3 | 35 | 5,7 |
Гауссово размытие | ядро 5x5, 3000x3000, 16U | 184 | 251 | - | 12,5 | 40 |
Гауссово размытие | ядро 5x5, 3000x3000, 32F | 14,5 | 222 | 8,1 | 7,7 | 6,2 |
Производительность OpenCV на Эльбрусах напрямую завязана на низкоуровневые EML библиотеки (см. руководство по программированию МЦСТ, они оптимизированы под VLIW архитектуру). А пакеты EML зависит уже от дистрибутива ОС. В используемой нами Астре свежая сборка до сих пор не появилась, возможно она есть в Альт Линукс. Кто игрался – напишите в комментариях.
Если говорить про рутину – свертку изображений, то производительность может быть в 2 раза лучше (16S) по сравнению с i7, а может быть и в 2 раза хуже (32F). На сборке ОС с неоптимизированной библиотекой OpenCV проигрыш в производительности до 20 раз. И да, с 16U у Эльбруса пока все плохо.
Резюме
Жить на Эльбрусе можно. Постепенно МЦСТ и партнеры (Альт, Астра) допиливают ПО, улучшают сервис, снижают цены. Это радует.
С другой стороны – их ресурсы ограничены, чего-то нужного именно вам можно ждать полгода.
Возможно правительство станет более активно продвигать отечественные процессоры и стимулировать их коммерческую эксплуатацию, посмотрим. Мы в любом случае к этому готовы.