Уберизация грузовых автоперевозок: обзор российских игроков

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В 2022 году рынок грузовых автомобильных перевозок в России составил ₽5,2 трлн. Несмотря на все сложности на фоне СВО (запрет на перевозки в ЕС, ограничения на трансграничные платежи и приостановка поставок импортных комплектующих), рынок вырос на 6% год к году. По прогнозам Strategy Partners, к 2030 году он может увеличиться еще на 40%. При этом, такой рост возможен только при условии дальнейшей цифровизации отрасли. 

Одно из преимуществ цифровизации b2b-логистики —  прекращение бумажной волокиты. Внедрение безбумажного документооборота стимулирует государство: в 2020 году был запущен эксперимент «цифровая накладная», с 2021 года электронная документация была приравнена к бумажной. Второе преимущество цифровизации  — устранение посредников. Российский рынок крайне фрагментирован, доля крупных перевозчиков невысока. Для грузоотправителей это означает головную боль при поиске и взаимодействии с большим количеством мелких, часто неофициальных, перевозчиков. Агрегаторы, соединяющие грузоотправителей и владельцев ТС напрямую, помогают решить такую проблему. 

В материале — российские компании и стартапы, которые стремятся трансформировать во многом теневую отрасль, привыкшую опираться на телефон и бумагу.

Сравнение российских сервисов грузовых перевозок
Сравнение российских сервисов грузовых перевозок

Fura

Один из крупнейших стартапов грузовых перевозок Fura (выручка в 2022 году достигла почти ₽2,6 млрд)  создал сын музыканта Олега Газманова, Филипп, с партнерами Артуром Жажояном и совладельцем детских парков «Кидзания» в России Геворком Саркисяном. Изначально стартап строил навигатор для дальнобойщиков с указанием стоянок, станций ДПС, рамок контроля «Платон», весовых станций. В 2019 году добавилась организация грузоперевозок для крупного бизнеса. Среди возможностей на сайте Fura указаны проверка перевозчиков, ERP-система, система бизнес-аналитики, мониторинг грузов и цен на логистические услуги. 

Deliver

Deliver с выручкой около ₽1,5 млрд появился на рынке цифровизации грузовых перевозок одним из первых. Стартап был основан екатеринбуржцем Данилом Рудаковым. Соединяя дальнобойщиков с грузоотправителями Deliver помогает первым быстро находить заказы и сокращать количество порожних заказов, а вторым — выстраивать более эффективную и дешевую логистику. 

Среди прочих, своим преимуществом для перевозчиков Deliver называет быструю и своевременную оплату, а для грузоотправителей — надежную проверку владельцев фур. С помощью ИИ стартап строит оптимальные маршруты грузоперевозок, прогнозируют время в пути, разгрузки, дополнительные расходы и др. Кроме того, Deliver предлагает водителям топливную карту, с помощью которой можно получить скидку при заправке на подключенных АТС. 

Oboz 

Oboz — цифровой мультимодельный экспедитор (занимается не только автомобильными перевозками), который разработал собственную логистическую платформу с одноименным названием. Функционал платформы похож на предложения конкурентов: построение оптимальных маршрутов, трекинг машин, безбумажный документооборот, аналитика и др. Дополнительно oboz предлагает финтех-сервисы для водителей:  топливные карты ОПТИ 24 от Газпромнефти и авансирование (возможность получать предоплату за рейс в размере до 70% от ставки). По объему выручки в 2022 году Oboz сильно опережает других игроков (более ₽4 млрд), однако непонятно, какая часть из нее приходится непосредственно на логистическую платформу.

Trucker

Trucker специализируется на перевозке сыпучих грузов. Из интересных сервисов — электронная очередь погрузки и выгрузки автомобилей. Компания работает не только с автомобильными, но и с ж/д перевозками. В феврале в Trucker инвестировал Сбербанк. По данным СМИ, финансовый гигант получил долю 1%. Выручка Trucker в 5 раз меньше, чем у Deliver, и в 7 раз меньше, чем у Fura, однако у компании в 2022 году самая большая чистая прибыль (₽27 млн)

Vezubr  

Как и конкуренты, Vezubr начинал как маркетплейс для перевозчиков и грузоотправителей, но позднее оброс множеством дополнительных услуг («микросервисов»). Компания заявляет, что может покрыть многоплечевую доставку (первая миля + магистраль + последняя миля). Среди микросервисов — безбумажный документооборот, блок с торгами и тендерами, интегрированная маршрутизация от Veeroute и Yandex и ряд других. В 2022 году Vezubr заработал ₽32 млн, при этом чистая прибыль составила ₽12 млн.

Mover

Mover был запущен в 2015 году в Москве и делает ставку именно на проверку перевозчиков. На сайте указано, что компания «лично проверяет и обучает каждого водителя, оценивает качество авто и отслеживает их рейтинг». Mover предлагает клиентам постоплату и кэшбэк на заказы. Отличие от большинства конкурентов — специализация на внутригородских перевозках, по факту Mover больше похож на грузовое такси. В прошлом году выручка сервиса составила ₽20,3 млн.

GroozGo

Основательницы GroozGo — две москвички Анна Качурец и Оксана Погодаева. Качурец часто делится со СМИ историей, как возникла идея GroozGo: осенью 2015 года девушка помогала подруге с организацией мероприятия в МГИМО и искала компанию для доставки еды, но такой не нашлось. Продукты пришлось возить самим, тогда Качурец и задумалась над созданием «убера для грузоперевозок».  

Грузоотправителям GroozGo предлагает мониторинг перевозок, проверку перевозчиков и безбумажный документооборот, перевозчикам — конкурентные цены с возможностью ребида и быструю оплату. Groozgo также заботится и об обратном пути следования фуры, обещая 100%-загрузку. По объему выручки GroozGo — самый небольшой игрок (всего ₽1,4 млн в 2022 году).

Яндекс 

В конце весны 2022 года Яндекс.Доставка анонсировала запуск платформы грузовых перевозок «Магистрали». Идея у решения схожая — соединить дальнобойщиков, экспедиторов и грузоотправителей в одном месте. Дополнительно на платформе можно объединить свой груз с другими отправителями, если загрузка кузова оказалась неполной. Яндекс не раскрывает инвестиции в проект и другие его детали. 

Интерфейс платформы “Магистрали” 
Интерфейс платформы “Магистрали” 

Выводы

  • Многие цифровые экспедиторы начинали как маркетплейсы, которые соединяют перевозчиков и грузоотправителей, но со временем практически все значительно расширили продуктовую линейку. Большинство платформ называют себя экосистемами логистических сервисов

  • Продуктовые линейки сервисов очень схожи, среди них: геотрекинг и страхование грузов, проверка перевозчиков, электронный документооборот (для грузоотправителей); быстрая оплата, конкурентные цены и скидки на топливо (для водителей)

  • Большинство игроков в 2022 году показали позитивную финансовую динамику. Практически все сервисы прибыльны (за исключением GroozGo и, вероятно, Яндекс.Магистралей, которые находятся на инвестиционной стадии)

Источник: https://habr.com/ru/articles/753026/


Интересные статьи

Интересные статьи

Исследователи Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (Екатерина Стрельцова, Анастасия Нестеренко) в начале июня 2023 года представили рейтинг российских компаний по числу дей...
Тестирование производительности является важной частью тестирования. К сожалению, на мой взгляд, тестирование производительности не пользуется такой популярностью, как функциональное тестирование. Тем...
11 января 2022 года стала доступной для скачивания предрелизная версия Carbonio Community Edition - почтового сервера и платформы для совместной работы с открытым исходным кодом. Компания Zextras - ра...
Можно ли подобрать удобный букридер с адекватными характеристиками при достойной стоимости? Обязательно со встроенной подсветкой для того, чтобы с комфортом читать в любых условиях. А до полного счаст...
Инспектор и даже где-то "толкователь", LIT или Language Interpretability Tool — мощная платформа с открытым исходным кодом для визуализации и интерпретации NLP-моделей. ...