Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Автор: Максим Савин
Когда в Советском Союзе появился Ту-104 — второй в мире серийный пассажирский лайнер с реактивными двигателями, то это стало сенсацией мирового уровня. Тогда пассажирская реактивная авиация еще только делала первые шаги. Весьма прожорливые по современным меркам турбореактивные двигатели Ту-104, тем не менее позволяли ему летать на расстояния до 2000 км и преодолевать их всего за 2,5 часа.
В Советском Союзе в те времена был «железный занавес», и посещение заграницы было на много порядков более сложным делом, чем сейчас.
Эти два обстоятельства, а также постоянное наличие кретинов, у которых течет крыша, существенно повлияли на появление такой угрозы, как угоны самолетов. Самолеты «Ту» вскоре стали самыми угоняемыми самолетами в СССР. Следует оговориться, в данном случае я пишу про угоны гражданских пассажирских самолетов, а не военных.
Угон военных самолетов штука банальная, там как правило один пилот, как правило угоняет новую и секретную технику с целью передать ее каким-нибудь «западным или другим партнерам». И делает он это тоже обычно просто: садится за штурвал и улетает в нужном ему направлении. Что же касается угонов пассажирских самолетов, то почти всегда их угоняли с целью улететь за границу. Более того делали это люди, которые не умеют пилотировать самолет, но зато умеют делать взрывные устройства. Впрочем, не будем забегать вперед.
Вообще вот вам небольшой спойлер — угонять самолет в Советском Союзе не очень хорошая идея. Вот правда, это ОЧЕНЬ плохая идея, и дело тут не в этической стороне вопроса, а просто в крайне малой вероятности успеха такого предприятия. Статистика показывает, что советские пилоты скорее убьют угонщика, сам самолет и себя, чем станут выполнять его требования куда-то лететь. До конца я не смог найти достоверное объяснение, почему они делали именно так, и для себя решил обойтись формулировкой «потому что это были советские люди и время было совсем другое», так как случаев чтобы кто-то принуждал или хотя бы инструктировал, чтобы они себя так вели, я не нашел. Впрочем, бывало всякое, и обо всем по порядку.
Ил-14 в Йыхви
Все началось 5 сентября 1958 года. Ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-14 (не реактивный вовсе) совершал перелёт из Москвы в Таллин с промежуточной посадкой в Ленинграде.
На борту находилось 11 пассажиров. Когда самолет набрал высоту 900 метров один из пассажиров передал стюардессе записку с угрозами и требованием, чтобы командир воздушного судна вышел в салон для «разговора с группой заинтересованных пассажиров». Удачи, братан!
Стюардесса отдала записку командиру. Тот, ознакомившись с ее содержанием, запер дверь и достал пистолет(!). Через пару минут из салона раздались хлопки и начались попытки террориста проникнуть в кабину. Тогда экипаж связался с диспетчером и доложил о нападении, а также о намерении совершить посадку на ближайшем аэродроме — Йыхви. Экипаж отстреливался через дверь от террориста, и выполнил «горку». Террорист в долгу не остался и поджег самолет. Командир экипажа, производя резкое снижение с 900 метров, на горящем самолете произвел посадку. После остановки экипаж покинул кабину через астролюк (небольшое застекленное отверстие в верхней части фюзеляжа самолета ), а пассажиры через дверь.
В результате Ил-14 сгорел дотла вместе со своим захватчиком. Кстати, какие требования были у него, так никто и не спросил.
Ан-24Б в Турции
Пожалуй, первый и один из немногих успешных угонов самолета в СССР. 15 октября 1970 года.
Отец и сын Бразинскасы приобрели билеты на Ан-24, выполнявший рейс «Батуми — Сухуми», и сели на передние места, перед дверью в кабину пилотов. Когда самолет набрал высоту, они вломились в кабину, убив бортпроводницу, которая пыталась их остановить. После этого террористы продолжили стрелять. Всего они сделали 24 выстрела, ранив командира экипажа, штурмана и бортмеханика. В итоге экипаж-таки посадил самолет в Турции, как того и требовали террористы в аэропорту города Крабзон.
После приземления в Турции отца и сына Бразинскасов арестовали, однако выдать СССР отказались. Отсидев 2 года в турецкой тюрьме, они были освобождены по амнистии, а потом и вовсе перебрались в США на постоянное место жительства (сначала нелегально, а потом и вполне официально). Получив американские документы, Бразинскасы написали книгу, в которой пытались оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации». Такое позорное поведение США при предоставлении убежища террористам вызвало даже некоторый международный резонанс.
Кстати, в 2002 году младший из угонщиков(сын) во время семейной ссоры убил старейшего (своего отца) скорее всего тоже за освобождение Литвы от советской оккупации и был приговорен к 16 годам тюрьмы.
Ту-104 в Ленинграде
Вот мы наконец добрались до Ту-104. Вообще надо сказать, что этому самолету в принципе не очень-то везло. Первоначально у него были проблемы с аэродинамикой, но даже после их устранения, он считался не самым надежным самолетом. И похоже еще одной чертой было то, что он просто притягивал как магнит всяких поехавших шизофреников, у которых окончательно протекла крыша.
Так 23 апреля 1973 года Ту-104Б (Бортовой номер 42505) выполнял рейс из Ленинграда в Москву. Через несколько минут после взлета к стюардессе подошел один из пассажиров и вручил ей письмо, которое потребовал передать экипажу. Письмо было написано на 4 (!!!!) листах суть которого сводилась к тому что он требует лететь в Швецию, аэропорт Стокгольма, в противном случае угрожает взорвать самолет при помощи 2 кило взрывчатки, применяемой в шахтах.
«Да, мой господин», — сказал экипаж и полетел в Швецию где-то в параллельной вселенной, возможно совмещенной с воспаленными фантазиями самого террориста. А в нашей КВС тут же развернул самолет и запросил посадку в Ленинграде. Также он передал бортмеханику табельное оружие, чтобы тот попытался обезвредить преступника. Однако, несмотря на всю свою шизофрению, толкнувшую его на угон самолета, террорист догадался сделать бомбу с механизмом обратного действия. Поэтому просто застрелить его было нельзя, ибо в таком случае произошел бы взрыв.
Чтобы не выдать преступнику, что самолет не летит туда, куда он хочет, пилоты кренили самолет так, чтобы с его стороны ничего не было видно, а при посадке не выпускали шасси вплоть до высоты в 150 метров.
К сожалению, дальше скрывать это было уже невозможно, так как самолет не мог за это время долететь до Швеции, и террорист понял что его обманули. В этот момент бортмеханик попытался обезвредить злодея и воспрепятствовать отпусканию обратного механизма. Он даже успел сломать ему кости гортани одной рукой (!!!), однако взрыв все-таки произошел.
Взрывом пробило перегородку кабины, а также вырвало входную дверь. Оторванной балкой пола заклинило рули высоты, а также была повреждена гидросистема. Последнее привело к тому, что передняя стойка шасси не успела зафиксироваться. Также авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов все-таки сел на ВПП аэропорта Пулково. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу и заскользил по бетону.
В результате взрыва погибли только сам террорист и бортмеханик. За проявленное мужество и героизм бортмеханику Викентию Григорьевичу Грязнову было присвоено звание героя Советского Союза посмертно.
Личность террориста была установлена сразу же: им оказался 47-летний житель Днепропетровской области Иван Бидюк, — не затравленный диссидент, для которого важно было любой ценой вырваться на Запад, а тяжелый психически больной, к тому же с уголовным прошлым, отбывший наказание в виде пяти лет лишения свободы за то, что на почве ревности изрезал жену ножом и нанес ей тяжкие телесные повреждения. Угрюмый, неприятный человек, с манией сутяжничества. Идею бегства в другую страну, где поймут его, непонятого на Родине борца за справедливость, Бидюк вынашивал давно, еще в пятидесятых годах.
Ту-104 под Читой
Не прошло и месяца с момента предыдущей попытки угона Ту-104, а у очередного гражданина уже съехала крыша и он пошел захватывать самолет.
18 мая 1973 года Ту-104А (бортовой номер 42379) выполнял рейс Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. И все шло хорошо, пока в Иркустке не сел Чингис Юнус-Оглы Рзаев.
Он родился в Кировабаде, окончил школу в Тбилиси. А После выпускного бала Рзаев предпринял попытку поступить в МГИМО на «дипломата». В приемной комиссии его документы даже не стали рассматривать, поскольку он не только не знал ни одного иностранного языка, не только плохо разговаривал по-русски, но и окончил школу с двойками.
Но о дипломатической карьере Рзаев по-прежнему мечтал. О своей мечте он постоянно говорил всем знакомым. Поэтому, когда за несколько дней до катастрофы сказал своему приятелю, что летит в Китай на дипломатическую работу, тот только пожал плечами. «Здесь меня не понимают, — заявил тогда Рзаев, — а вот в Китае поняли бы. Там бы я быстро стал дипломатом».
Тут следует уточнить, что после всего этого треша, который с угонами самолетов, их стали сопровождать сотрудники МВД в штатском.
Когда самолет уже подлетал к Чите, Рзаев показал одной из бортпроводниц сверток, который лежал у него на коленях, сказал, что это взрывчатка и потребовал лететь в Китай. В результате завязавшейся драки милиционер был ранен ножом в живот, и выстрелил террористу под левую лопатку, точно в сердце. Однако, тот успел активировать взрывное устройство в результате самолет разрушился в воздухе пассажиры и экипаж погибли.
После того, как на смену Ту-104 пришли Ту-134 и Ту-154, угонщики стали выбирать их. Но об этом я расскажу вам послезавтра во второй части.
Автор: Максим Савин
Оригинал