Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Новостная лента сегодня пестрит заголовками об очередных сокращениях, или даже полном закрытию той или иной студии которую можно отнести к российскому геймдеву.
Выходят ролики и подкасты где уважаемые авторы рассказывают о тучах сгущающихся на горизонте и скорой, а может уже даже и наступившей “Вомгле 2.0”
А российский рынок мобильных игр рапортует о беспрецедентном падении доходов - более чем на 80%
Это конец русского геймдева? Нам больше никогда не поиграть в игры от отечественных разработчиков? Насколько все действительно плохо и что может нас ждать в будущем?
Сегодня я хочу порассуждать именно на эти темы
Причины кризиса
Для начала давайте отделим мух от котлет. Во-первых, есть несколько параллельных независимых процессов каждый из которых влияет на индустрию. Во-вторых, степень влияния на каждую студию этих процессов он свой уникальный, не похожий на других. В-третьих, часть процессов имеет естественный характер и увольнения с закрытиями есть в любом бизнесе везде и всегда.
Теперь давайте по порядку рассмотрим каждый из этих пунктов. И начнем с текущих мировых процессов.
Причем не с санкций наложенных на Россию и их влиянии, а с общемирового кризиса. Дело в том что вся мировая игровая индустрия с началом локдаунов из-за ковида в 20-ом году получила мощнейший импульс к росту.
За счет стремительного роста количества новых игроков, а также увеличения времени которое пользователи стали проводить в играх, игровая индустрия стала очень привлекательной даже в глазах непрофильных инвесторов
Денежные потоки хлынули в индустрию с новой силой. С одной стороны пользователи начали больше платить, а с другой стороны все новые и новые инвесторы готовы были вкладываться во все что шевелится.
Массово открывались новые студии, старые студии получали инвестиции и нанимали сотрудников. Расцвели пышным цветом курсы “стань программистом за месяц с гарантированным трудоустройством даже если ты не умеешь читать” и прочее и прочее
Само-собой это оказался пузырь, который должен был лопнуть. И он лопнул. Рынок видеоигр в 22-ом году пошел вниз, инвесторы начали срочно выводить деньги, конечно же это не могло не отразиться на игровых компаниях
За последние месяцы, массовые увольнения прошли в ряде крупных мировых студий: "Unity", "Tencent", "GameStop", "Hangar 13" и других. Во многих студиях, увольнения хоть и не носят столь массовый характер, но все равно имеют место быть. Ведь студии могут разоряться и без кризисов, просто в кризис это происходит чаще.
Конечно же по российским студиям кризис ударил сильнее. За счет наложенных на страну санкций и не только.
Основные факторы
Первый важный фактор связанный именно с санкциями, который непосредственно повлиял на судьбу ряда студий, это трудности с переводом денег из-за рубежа и обратно. Это конечно звучит как серьезная проблема, но при этом почти все кто действительно захотел ее решить - решили.
Второй фактор, это падение доходов с РУ-региона за счет отказа принимать платежи от российских банков. С одной стороны 80 процентов снижение это очень много.
А с другой стороны большинство студий изначально делали свой продукт под западный рынок и доля дохода с российского рынка традиционно не велика.
Те же компании, чья выручка с России была заметной, нашли альтернативные способы для желающих совершить платеж в их любимой игре. Да при этом некоторое снижение поступающей выручки все же произошло, но вовсе не настолько драматическое чтобы впадать в уныние
А вот третий значимый фактор, напрямую не связан с санкциями. Это проблема которую ну вот вообще никто никогда не ждал - укрепление рубля. Как бы это странно не звучало, но наверное именно укрепление рубля, из всех вышеперечисленных факторов сильнее всего ударило по игровой индустрии России.
Я только что упомянул что основной финансовый поток идет из-за границы. И санкции с блокировкой банков хоть и создают трудности, но они вполне решаемы. Доход с РУ региона либо незначителен либо находятся способы его получать.
А вот то что доходы из-за границы внезапно просели на 20-30% просто из-за курса, это действительно очень больно.
Вот в этом видео я как раз подробно рассказываю о том, сколько стоит разработка, поддержка и продвижение игры. Фактически оперирование игры это бизнес почти в ноль, и падение доходов на 30% это тяжелейший удар
Так же неприятная ситуация сложилась для тех, кого раньше было принято считать счастливчиками, сотрудники с привязанной ЗП к курсу доллара. Они внезапно лишились тех же 20-30% своей зарплаты, с учетом что цены в отличии от курса доллара только растут.
И что делать работодателю? Повышать зарплату просто с ничего, более того там на рынке труда есть желающие поработать и за такие деньги, но есть сотрудник, который хоть и не винит компанию, но все равно демотивирован, у него ипотека и семью кормить надо…
Конечно все так или иначе решается, но разрушительный эффект именно от курса рубля все равно огромный. Значительно более сильный, чем от всех санкций вместе взятых.
Влияние на студии: категория №1
А теперь давайте рассмотрим как все это, повлияло непосредственно на разработчиков. Все русские студии, названия которых мелькали в скандальных заголовках за эти полгода можно разделить на три основные категории.
Первая категория студий, это разработчики находящиеся на инвестициях или же планировавшие привлечь инвестиции, пострадали непосредственно от введения санкций. Причем не важно по большому счету где находился инвестор. В России как “Сбер” и “Green Gray” или же за границей. Результат чаще всего один - инвестор останавливает финансирование, студия банкротится, сотрудники на рынке труда.
Самые перспективные из этих студий тут же подхватили продолжающие работать в России фонды, а такие есть. Возможно для кого-то это сюрприз, но факт остается фактом, инвестиционная деятельность в геймдеве на территории России продолжается. Ну а те кто оказался никому не нужен, с очень большой долей вероятности не добились бы успеха при любых раскладах.
Сотрудников же, особенно тех кто поопытнее, быстро разобрали по продолжающим работать студиям. И возможно я снова кого-то удивлю, их все еще не мало в России. Причем благодаря ковиду в IT сфере широкое распространение получила удаленка, так что опытный специалист больше не ограничен в вакансиях местом проживания.
Вероятно тут я прозвучу цинично, но лично я считаю что русский геймдев не сильно пострадал в данном случае. Хотя не исключаю вероятности что какой-то жемчужины мы в итоге все же лишились. Но точно так же есть вероятность что в результате мы получим какой-то хит, которого бы иначе не было, просто в другой области.
Влияние на студии: категория №2
Вторая категория студий, это разработчики которые уже давно юридически ушли из России, но при этом основная разработка находится на территории РФ. Таких надо отметить очень много среди известных крупных компаний. И тут наверное самое большое количество трагично-резонансных историй с точки зрения стороннего наблюдателя
"Wargaming", "Nexters", "Game Insight", "Playrix", "Plarium", "Mytona", "Playgendary" - вот только самые громкие имена мелькавшие в новостной повестке в связи с массовыми увольнениями. У каждой из этих компаний был конечно свой индивидуальный путь полного выхода из под санкций, однако не считая истории с "Game Insight", все остальные по большому счету лишь сбросили лишний вес который они набрали за время пандемийного роста.
И весь спорный вопрос тут лежит лишь в юридическо-моральной плоскости - насколько был соблюден трудовой кодекс и здравый смысл при массовых увольнениях. Я лично не возьмусь кого-то судить т.к. просто не обладаю для этого достаточной информацией.
А если говорить именно про бизнес, то тут все произошло как раз совершенно закономерно. В сытые годы компании обрастают “жирком”, а в голодные сбрасывают его. Еще можно сравнить этот цикл с занятием в качалке, набрал массу-подсушился, набрал массу-подсушился, и в результате после многочисленного повторения этого цикла мы получаем рельефные мышцы. Бизнес работает аналогично.
Да я понимаю, что для многих людей, кто возможно даже совершенно не заслуженно попал в категорию “балласта”, увольнение могло стать личной трагедией. Однако так бывает, увольнения иногда случаются когда их не ждешь, это жизнь.
Но вот с точки зрения индустрии, как ни странно ничего страшного снова не произошло. Игры этих компаний как были, так и есть. Они продолжают поддерживаться и развиваться. Многие из уволенных сотрудников уже нашли себе новые места работы и снова занимаются любимым делом, создают игры. Жизнь продолжается.
Влияние на студии: категория №3
Третья категория компаний, которые так или иначе последнее время мелькали в новостях это инвестиционные фонды. Такие как уже упомянутые мной ранее “Сбер” и “Green Gray”. И здесь в моменте кажется ничего страшного не случилось, но на самом деле все ровно наоборот.
Самые незаметные анонсы, сильнее всего могут сказаться на будущем всей игровой индустрии в России. Дело в том что объявившие о своем закрытии инвестиционные фонды это лишь верхушка айсберга.
А на самом деле ситуация значительно трагичнее. Получить новые инвестиции в геймдев на территории РФ, стало невероятно сложно. Западные инвесторы ушли. Часть отечественных инвесторов закрылись. Другая часть остановила поиск новых инвест-возможностей. А те немногие кто все же продолжает вкладывать деньги делают это значительно более аккуратно и в меньших объемах, чем два года назад.
В результате инвестиционный климат ухудшился драматически. Да есть например история ИРИ (институт развития интернета), новости про "Смуту" у всех на слуху, который продолжает выдавать гранты, но это капля в море. По сравнению с тем что было еще совсем недавно.
Самое негативное влияние на российский геймдев в ближайшей перспективе, по моему мнению окажет именно ухудшение инвестиционной среды в России. Если ситуация затянется на годы, то есть шанс что мы действительно обречены на стагнацию в мировых масштабах.
Влияние на студии: категория №4
Конечно есть еще одна когорта компаний. О них не пишут в новостях, не рассказывают в блогах, их вообще не заметно в медийной повестке. Причем это самая большая часть от общего количества разработчиков - компании которые просто продолжают работать.
Да они столкнулись с рядом трудностей, но успешно их решают и продолжают тихо и незаметно просто делать свое дело. А ситуация на рынке труда даже благотворно сказалась на таких компаниях, позволив заметно усилиться за счет квалифицированных специалистов, которые ранее были не доступны.
Но какой интерес говорить про тех кто просто работает? Без драмы, без надрыва, без криков и скандалов. Правда?
Итог
Конечно русский геймдев не умрет. Пока есть игроки, мы будем делать для них игры. Будут локальные магазины приложений, где не будет проблем с оплатой рублями, будут разрабатываться отечественные игры и локализовываться зарубежные. Но все же масштаб всей этой деятельности может стать не сравнимым с тем что было до кризиса.
И русский геймдев, рискует в результате утратить то влияние на мировой игровой рынок, которое он имеет сейчас. Все же большинство игр разрабатывалось для западного рынка, и именно западный рынок приносил основную часть доходов.
Чем все закончится, в настоящий момент предсказать не сможет никто. Так что поживем, увидим. Да, индустрия в кризисе, но пока еще есть шансы что ситуация изменится. Правда в отличии от “Вомглы” 2008 года, теперь все зависит не от разработчиков, а от политиков.
Видео версия статьи: