Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Перед тем как я опубликовал книгу «Дилемма инноватора», меня пригласил на встречу Эндрю Гроув, тогдашний председатель совета директоров Intel. Он прочитал одну из моих ранних работ и спросил, не могу ли я объяснить его коллегам суть моих исследований и что они означают для Intel.
Взволнованный, я вылетел в Кремниевую долину, только чтобы Гроув сказал: "Планы поменялись. Теперь у нас есть только 10 минут для вас. Расскажите нам, что ваша модель “подрывных технологий” означает для Intel".
Я ответил, что мне нужно 30 минут, чтобы объяснить саму модель, потому что только так любые комментарии об Intel будут иметь смысл. И продолжил с большой историей про эти технологии в другой сфере – сталелитейной.
Когда я закончил, Гроув сказал: "Хорошо, я понял. Для Intel это означает...", а затем изложил то, что стало стратегией компании, направленной на то, чтобы выпустить процессор Celeron.
С тех пор я думал об этом миллион раз. Если бы меня угораздило сказать Энди Гроуву, что он должен думать о микропроцессорном бизнесе, меня бы прибили на месте. Но вместо этого я научил его думать, а потом он сам пришел к тому, что я считал правильным решением.
Этот опыт оказал на меня глубокое влияние. Когда люди спрашивают, что им следует делать, я редко отвечаю на их вопрос прямо. Вместо этого я вслух прогоняю вопрос через одну из своих моделей. Я описываю, как процесс в модели работал в отрасли, совершенно отличной от их собственной. И тогда, чаще всего, они говорят: "Хорошо, я понял". И затем они сами ответят на свой вопрос более проницательно, чем это мог бы сделать я.
Три больших вопроса
На своих занятиях в Harvard Business School я помогаю студентам рассматривать компании через призму теории менеджмента. Мы вместе объясняем, как компания оказалась в своей ситуации, и какие решения помогут достичь её целей.
В последний день занятий я прошу своих студентов обратить эти теоретические линзы на самих себя, чтобы ответить на три вопроса:
как я могу быть уверен, что буду счастлив в своей карьере?
как я могу быть уверен в том, что мои отношения с супругом и семьей станут постоянным источником счастья?
как я могу быть уверен, что не окажусь в тюрьме?
Хотя последний вопрос звучит легкомысленно, это не так. Двое из 32 человек в моем классе стипендиатов Родса сидели в тюрьме. Это были хорошие парни, но что-то в их жизни пошло не так.
Какие решения помогут счастью в моей карьере?
Одна из теорий о счастье в карьере принадлежит Фредерику Герцбергу. Он утверждает, что мощным мотиватором в нашей жизни являются не деньги, а возможность учиться, расти в ответственности, вносить вклад в других и получать признание за достижения.
Поэтому менеджмент – самая благородная из профессий, если ей хорошо заниматься. Ни одна другая специальность не предлагает столько возможностей помогать другим учиться и расти, брать ответственность, получать признание и вкладываться в успех команды.
Всё больше студентов MBA приходят в школу, думая, что карьера в бизнесе означает продажи и инвестирование. Это печально. Заключение сделок не приносит того глубокого вознаграждения, которое можно получить, поддерживая людей и взращивая их потенциал.
Я хочу, чтобы студенты покидали мой класс, зная это.
Как я могу гарантировать, что моя семья станет долговечным источником счастья?
На протяжении многих лет я наблюдал за судьбами своих однокурсников по HBS 1979 года; я видел, как множество из них приходят на встречи выпускников несчастными. Они в разводе и почти не общаются со своими детьми.
Я гарантирую вам, что ни один из них не закончил университет с осознанной стратегией развода и воспитания детей, которые перестанут с ними общаться. И все же шокирующее число из них осуществили эту стратегию. Причина? Они не ставили цель своей жизни во главу угла, когда решали, как потратить свое время, таланты и энергию.
Значительная часть из 900 студентов, которых ежегодно набирает HBS из лучших в мире, не задумывается о цели своей жизни. Я говорю студентам, что HBS может быть одним из их последних шансов взяться за этот вопрос.
Если они думают, что потом у них будет больше времени и сил на размышления, то они спятили. Жизнь становится только более требовательной: вскоре после выпуска из HBS у вас будет семья, ипотека и 70 рабочих часов в неделю.
Для меня очень важно иметь четкую цель в жизни. Во время сложной учёбы в Оксфорде я решил выделять час на мысли о своей личной миссии. Это было очень сложное обязательство, потому что каждый час, проведенный за этим занятием, я не изучал прикладную эконометрику.
Я применяю инструменты эконометрики несколько раз в год, но знания о цели своей жизни я применяю каждый день. Это самая полезная вещь, которую я когда-либо узнавал. Если бы я потратил этот час каждый день на регрессионный анализ, я бы потратил свою жизнь не по назначению.
Я обещаю своим студентам, что если они найдут время, чтобы понять цель своей жизни, они будут вспоминать об этом как о самом важном, что они открыли для себя в HBS. Ясность цели превзойдёт многие другие знания. Если же они не разберутся в этом, то просто уплывут без руля, и их будет мотать по бурному морю жизни.
1. Распределите свои ресурсы
Иногда я задумываюсь о своих бывших однокурсниках, которые по неосторожности вложили свои ресурсы в жизнь, полную несчастья. И не могу отделаться от мысли, что их беды связаны с краткосрочной перспективой.
Когда у людей с высокой потребностью в достижениях – а к ним относятся все выпускники Гарвардской школы бизнеса – появляется лишние полчаса времени или лишняя унция энергии, они бессознательно направляют их на деятельность, которая приносит наиболее ощутимые достижения.
А наша карьера предоставляет наиболее конкретные доказательства того, что мы движемся вперед. Вы запускаете продукт, закрываете продажу, заканчиваете проект, публикуете статью, получаете повышение.
В отличие от этого, инвестирование времени и энергии в отношения с супругом и детьми, как правило, не дает такого же немедленного ощущения достижения. Дети плохо себя ведут каждый день. И только через 20 лет вы выдохнете и скажете: "Я вырастил хорошую дочь или хорошего сына".
Вы можете пренебрегать своими отношениями с супругом. В повседневной жизни вам не будет казаться, что они ухудшаются. Люди, которые стремятся к успеху, имеют неосознанную склонность недоинвестировать в свои семьи и переинвестировать в карьеру – несмотря на то, что близкие и любящие отношения с семьей являются самым мощным и долговечным источником счастья.
Если вы изучите основные причины бизнес-катастроф, то снова и снова обнаружите эту предрасположенность к деятельности, приносящей немедленное удовлетворение.
Если посмотреть на личную жизнь через эту призму, то можно увидеть ту же ошеломляющую и отрезвляющую картину: люди выделяют все меньше и меньше ресурсов на то, что, как они когда-то говорили, имеет наибольшее значение.
2. Создайте культуру
Культура, в убедительной, но негласной форме, диктует методы, с помощью которых члены группы решают проблемы. Культура определяет приоритет, отдаваемый различным типам проблем. Это мощный инструмент управления.
Семьи имеют культуру, так же как и компании. Эти культуры могут создаваться сознательно или развиваться непреднамеренно.
Родители подростков жалеют, что с ранних лет не создали в доме культуру, в которой дети инстинктивно уважают друг друга, слушаются родителей и выбирают правильные поступки.
Высокая самооценка у детей и уверенность в решении проблем волшебным образом не появляются в средней школе. Как и работники компаний, дети формируют чувство собственного достоинства, выполняя трудные задачи и изучая то, что получается.
Вы должны заложить их в культуру вашей семьи – и думать об этом нужно очень рано.
Как я могу быть уверен, что не окажусь в тюрьме?
Мы неосознанно, но часто применяем доктрину предельных издержек при выборе между добром и злом. Голос в нашей голове говорит: "Слушай, я знаю, что большинство людей не должны этого делать. Но в данном исключительном случае и только в этот раз, всё в порядке".
Предельные затраты на то, чтобы сделать что-то неправильно "только один раз", всегда кажутся заманчиво низкими. Они затягивают вас, и вы никогда не смотрите на то, куда в конечном итоге ведет этот путь, и на все издержки, которые влечет за собой этот выбор. Оправдание неверности и нечестности во всех их проявлениях кроется в предельных затратах на "только один раз".
Расскажу, как я сам испытал потенциальный вред "одного раза". Я играл в баскетбольной команде Оксфордского университета. Мы работали на пределе своих возможностей и закончили сезон без поражений. Ребята из команды были лучшими друзьями в моей жизни. Мы попали на британский аналог турнира NCAA и вышли в финал четырёх. Оказалось, что игра чемпионата должна была состояться в воскресенье.
В 16 лет я дал Богу личное обязательство, что никогда не буду играть в мяч в воскресенье. Поэтому я пошел к тренеру и объяснил ему свою проблему. Он был потрясён. Мои товарищи по команде тоже, потому что я был стартовым центровым. Каждый из ребят в команде подошел ко мне и сказал: "Ты должен играть. Не можешь ли ты нарушить правило хотя бы в этот раз?".
Я глубоко религиозный человек, поэтому я ушел и молился о том, что мне делать. У меня было очень четкое ощущение, что я не должен нарушать свои обязательства, поэтому я не играл в чемпионате.
Казалось, это было небольшое решение – одно из тысяч воскресений в моей жизни. Я мог бы переступить черту всего один раз и больше этого не делать. Но сопротивление искушению казалось одним из самых важных решений в моей жизни. Почему? Моя жизнь – это один нескончаемый поток смягчающих обстоятельств. Если бы я переступил черту в тот единственный раз, я бы делал это снова и снова в последующие годы.
Легче придерживаться своих принципов 100% времени, чем 98% времени. Если вы уступите "только один раз", основываясь на анализе предельных затрат, как это сделали некоторые из моих бывших одноклассников, вы будете сожалеть о том, к чему пришли. Вы должны определить для себя, чего вы стоите, и провести черту в безопасном месте.
Помните о важности смирения
Очень важно взять с собой в мир чувство смирения. К тому времени, когда вы поступаете в высшую школу, почти все ваше обучение происходит от людей, которые умнее и опытнее вас: родителей, учителей, начальников. Но как только вы закончите Гарвардскую школу бизнеса или любое другое лучшее учебное заведение, подавляющее большинство людей, с которыми вы будете общаться на ежедневной основе, могут оказаться не умнее вас.
И если вы считаете, что только более умные люди могут вас чему-то научить, ваши возможности для обучения будут весьма ограничены. Но если у вас есть скромное желание научиться чему-то у каждого, ваши возможности для обучения будут неограниченными.
Скромным можно быть только, если вы хорошо относитесь к себе и хотите помочь окружающим тоже чувствовать себя хорошо. Когда люди ведут себя оскорбительно и высокомерно, их поведение почти всегда является симптомом недостатка самоуважения. Им нужно принизить другого, чтобы почувствовать себя лучше.
Главный урок: выберите правильное мерило
В прошлом году у меня диагностировали рак. Я понял, что жизнь может закончиться раньше запланированного. Сейчас моё здоровье в норме, но этот опыт дал мне важное осознание.
В обычное время у меня есть четкие показатели того, как мои идеи принесли огромный доход компаниям. Но когда я столкнулся с раком, я понял, насколько в тот момент это всё стало неважно. Я пришел к выводу, что метрикой оценки жизни должны быть не доллары, а отдельные люди, чьих жизней я коснулся.
Я думаю, что так будет и со всеми нами. Не беспокойтесь о том, какого уровня личной славы вы достигли. Вспомните о тех людях, которым вы помогли стать лучше.
Это моя последняя рекомендация: подумайте о том, по какому критерию будет оцениваться ваша жизнь, и примите решение жить каждый день так, чтобы в конце концов ваша жизнь была оценена как успешная.
Спасибо, что прочитали! Больше материалов про саморазвитие и продуктивность можно найти в моём Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Там выходят короткие посты и ранние анонсы больших статей и переводов. Подписывайтесь, буду рад видеть вас среди читателей!