Всё о веб-анимациях в 2022

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Анимация — это переход элемента от одного состояния к другому. Пользователям нравится, когда на сайте что-то вращается, появляются новые элементы или происходит что-то неожиданное. Если на сайте много таких «вау-эффектов», он может стать вирусным или получить какую-нибудь премию, например, Awwwards.

Даже совершенно обычный сайт можно оживить анимацией:

Анимации делают работу с сайтом удобной и приятной. Например, когда пользователь совершает действие, ему можно показать какие-то изменения на странице, как здесь:

Автор — Аарон Икер, источник: dribbble.com

Анимированные страницы сглаживают переход между разными состояниями элементов интерфейса и создают эффект непрерывности происходящего. А необычный предварительный загрузчик увлекает посетителя на время загрузки страницы и снижает показатель отказов.

Способы создания анимаций

Чаще всего дизайнер отрисовывает анимацию в специальной программе, например, After Effects, и присылает верстальщику видео, по которому нужно повторить анимацию. А вот как реализовать эту идею — решать разработчику. Он может использовать три вида анимаций:

  • CSS-анимации,

  • SVG-анимации,

  • JavaScript-анимации.

CSS-анимации

Это самый простой способ анимировать объекты на странице. Он позволяет вращать, растягивать, уменьшать и увеличивать объект, перемещать его или выполнять другие действия.

CSS-анимации создают с помощью группы свойствanimation. Они задают длительность анимации, количество повторений, зацикленность, стороны движения и другие характеристики:

  • animation-name — имя анимации, можно задавать несколько имён через запятую;

  • animation-direction — направление анимации;

  • animation-fill-mode — состояние элемента до и после анимации;

  • animation-play-state — управление состоянием: запуск или приостановка анимации;

  • animation-timing-function — определяет, как происходит анимация в течение длительности каждого цикла;

  • animation-delay — задержка начала выполнения анимации;

  • animation-iteration-count — количество повторов анимации;

  • animation-duration — длительность.

С помощью CSS можно создавать покадровые анимации — когда картинка, на которой нарисован объект в разных состояниях, превращается в движение. Для таких анимаций нужно иметь уже готовую раскадровку или склеить её самостоятельно из нескольких изображений.

Автор — Дилан Бауманн, посмотреть на CodePen.

Анимация сайта Aviasales: Dubai

CSS-анимация может быть объёмной. Для создания 3D-изображения используют свойство transform-style со значением preserve-3d. С его помощью можно вращать объект и изменять его в трёх плоскостях:

Создавать CSS-анимации можно и с помощью свойстваtransition.Но оно работает только при загрузке страницы, добавлении классов или изменении состояния, к примеру, hover.

Посмотреть на CodePen. Луна тоже нарисована на чистом CSS.

CSS-анимации можно запускать при загрузке страницы или при определённом действии, но для этого иногда нужен JavaScript. Например, чтобы при открытии меню на мобильном кнопка бургера превращалась в крестик, нужно добавить ей соответствующий класс с помощью JS и для этого класса прописать изменения CSS-свойств.

Автор — Бенджамин Симье, посмотреть на CodePen.

С помощью CSS можно анимировать векторную графику — SVG. Например, заставить контур постепенно появляться или добавить индикатор загрузки:

Индикатор загрузки, автор — Стивен Робертс. Посмотреть на CodePen.

SVG-анимации

Внутри SVG есть отдельный способ анимаций — SMIL. Это спецификация для анимаций, действующая только внутри векторной графики. В ней определяется набор новых тегов и их атрибутов, которые обеспечивают работу с частями SVG.

SMIL применяют, когда CSS-анимации не справляются и не могут анимировать содержимое SVG. Например, его используют, когда нужно трансформировать форму фигуры, изменив координаты для линии или саму форму:

Автор: Никки Пантони, посмотреть на CodePen.

Или когда нужно заставить элемент двигаться по заданному пути:

Автор: Фабио, посмотреть на CodePen.

А такая анимация похожа на покадровую в CSS, но это всё ещё SMIL:

Автор: CRL, посмотреть на CodePen.

JavaScript-анимации

Третий способ создания анимаций — с помощью JavaScript. Его используют, когда другие способы не подходят. Например, с помощью JS можно создать популярный параллакс-эффект — когда при прокрутке окна браузера элементы фона на переднем и заднем плане двигаются с разной скоростью. Это даёт ощущение трёхмерного пространства.

Автор — Джереми Кэрис, посмотреть на CodePen.

Самые сложные анимации создают с помощью JavaScript, WebGL и специальных библиотек, которые упрощают написание кода к анимациям: Three.jsTweenMax или GSAP.

JavaScript-анимация сайта flipaclip.com

Сайты с JavaScript-анимацией загружаются долго, могут работать медленно, но вызывают «вау-эффект».

Как оптимизировать анимации на сайте?

Чем больше анимаций на сайте, тем больше информации приходится обрабатывать браузеру. И чем сложнее анимации, тем медленнее отрисовывается страница. Поэтому важно выбирать правильные способы анимирования и не усложнять их. Например, если нужно просто вращать элемент вокруг своей оси, то лучше использовать animate и transform, а не подключать JS-библиотеку.

Свойство transform универсально для большинства ситуаций, и когда мы его используем, браузеру легче заново отрисовать изменения на странице. К примеру, если нужно переместить объект, то стоит использовать transform: translate, а не абсолютное позиционирование и координаты left и right.

Таких тонкостей у анимаций много. Нужно их обязательно соблюдать, чтобы не превратить сайт в медленно работающего «монстра», от которого «убегают» пользователи.

Как создать простую анимацию?

Самый простой способ познакомиться с анимациями — изучить свойства animation. В этом поможет спецификация, переведённая на русский язык.

Попробуем вместе сделать простую анимацию — прыгающий мячик.

Сначала создадим HTML-разметку. Добавим два элемента. Первый —ball, сам мяч. Второй — ball-bg, элемент для фона, создаём его внутри ball. Делаем два разных элемента, потому что мячик будет скакать, а внутри него станет вращаться фон.

<div class="ball">
<div class="ball-bg"></div>
</div>

Добавляем базовую CSS-стилизацию для элементов: размеры, скругление углов, фон футбольного мяча.

.ball {
font-size: .9px;
width: 60em;
height: 60em;
border-radius: 50%;
position: relative;
}
.ball-bg {
width: 100%;
height: 100%;
background: url(http://guthriesports.files.wordpress.com/2010/03/soccer_ball_6.jpg) no-repeat center;
}

Создаём первую анимацию с помощью директивы @keyframes@keyframes (rotating-ball)@keyframes. Называем её rotating-ball, так как она отвечает за вращение мяча. Внутри анимации добавляем две точки: от какого (0%) и до какого (100%) состояния должен вращаться мяч. Это будет 0 и 180 градусов соответственно. Градусы в CSS прописываем с помощью deg — 180deg.

Чтобы применить анимацию к элементу, задаём свойство animate элементу ball-bg. Чтобы проще было с ним разбираться, будем пользоваться отдельными свойствами внутри animate.

Задаём:

  • имя анимации, которое указали в @keyframes@keyframes (rotating-ball);

  • длительность анимации — animation-duration — за сколько она проходит от точки 0% до 100%.

  • количество повторений —animation-iteration-count,сделаем анимацию бесконечной — infinite;

  • как будет развиваться анимация между ключевыми кадрами — animation-timing-function, сделаем равным linear.

@keyframes rotating-ball {
0% {transform: rotate(0deg);}
100% {transform: rotate(180deg);}
}
.ball {
animation-name: rotating-ball;
animation-duration: 1s;
animation-iteration-count: infinite;
animation-timing-function: linear;
}

Теперь усложним анимацию: сделаем так, чтобы мяч прыгал. Для этого используем свойство transform и его значения:

  • translate — для перемещения горизонтально и вертикально;

  • scale — чтобы имитировать эффект сжатия и растягивания мяча, когда он ударяется об пол;

  • rotate — придать дополнительное вращение при ударах.

У этой анимации будет больше ключевых кадров, потому что мы постараемся максимально подробно описать поведение мяча. Начнём с первого и последнего кадра. Потом добавим кадры, когда мяч должен ударяться об пол. Можно помочь себе и нарисовать с помощью CSS линию, чтобы видеть, обо что ударился мяч. При ударе об пол используем scale, чтобы сжать мяч. Так как на следующих шагах scale не будет, мяч вернётся к исходным размерам.

@keyframes bouncing-ball {
0% {transform: translate(0, 0);}
12% {transform: translate(235em, 250em) rotate(-20deg) scaleY(1.2);}
15% {transform: translate(280em, 410em) rotate(-15deg) scale(0.8, 1.6);}
18% {transform: translate(295em, 490em) scale(1.5, 0.6);}
21% {transform: translate(310em, 370em) rotate(7deg) scaleY(1.3);}
45% {transform: translate(545em, 415em) rotate(-10deg) scale(0.9, 1.3);}
48% {transform: translate(560em, 490em) scale(1.3, 0.8);}
51% {transform: translate(565em, 400em) rotate(8deg) scale(0.9, 1.3);}
69% {transform: translate(710em, 420em) rotate(-11deg) scale(0.9, 1.3);}
72% {transform: translate(725em, 490em) scale(1.3, 0.8);}
75% {transform: translate(732em, 440em) rotate(10deg) scale(0.9, 1.3);}
90% {transform: translate(800em, 490em) scale(1.2, 0.9);}
100% {top: 490em;left: 820em;transform: none;}
}

Теперь применим анимацию к элементу ball. Длительность анимации делаем больше секунды.

.ball {
animation-name: bouncing-ball;
animation-timing-function: linear;
animation-duration: 5s;
animation-iteration-count: infinite;
}

Добавим промежуточные пункты, чтобы анимация смотрелась более правдоподобно. Получаем результат:

Посмотреть на CodePen.

Итоги

Анимации помогают удивить пользователя и подсказать, как работать с вашим сайтом. Они также выделяют вас среди конкурентов: анимированные сайты легче запоминаются, на них хочется возвращаться вновь. При этом технические возможности для реализации любых анимаций сейчас на пике, потому что устройства стали производительнее и появилось множество специальных библиотек.

Однако анимации могут и отталкивать посетителей, если они замедляют загрузку страниц. Поэтому важно оптимизировать их и выбирать правильные способы анимации. Это пригодится почти любому фронтендеру, а научиться этому (и всему, что связано с анимациями) можно на курсе по анимациям от HTML Academy.


Автор: Елизавета Пак, старший HTML-верстальщик в Brain Rocket

Источник: https://habr.com/ru/company/htmlacademy/blog/660901/


Интересные статьи

Интересные статьи

Дисклеймер: Нет, это не дайджест авторства Романа Пронского. К сожалению, у меня нет достоверной информации - будет ли выходить его дайджест далее.Однако я взял на себя смелость временно продолжи...
Когда вы разрабатываете сайт, то либо решаете проблему пользователя, либо нет. Будет это эффективный инструмент для бизнеса, приносящий прибыль, или это будет еще один сайт в сети Интернет? Это зависи...
С одной стороны, статья для тех, кто уже прошел все основы, может собрать полноценное нативное приложение под андроид любой сложности и не знает, чем занять себя в свободное время. С другой — перечисл...
Я давно знаком с Битрикс24, ещё дольше с 1С-Битрикс и, конечно же, неоднократно имел дела с интернет-магазинами которые работают на нём. Да, конечно это дорого, долго, местами неуклюже...
Тема статьи навеяна результатами наблюдений за методикой создания шаблонов различными разработчиками, чьи проекты попадали мне на поддержку. Порой разобраться в, казалось бы, такой простой сущности ка...