Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Идея токенизировать социальные сети не нова, а цели Web3 Social приложений, вернуть пользователям власть над их данными, звучат слишком идеалистично, но тренды последних лет вызывают интерес к сфере Web 3 Social. Цель данной статьи, попробовать определить продуктовые подходы в сфере Web 3 Social, благодаря которым Web 3 Social приложения хотят навязать борьбу Web 2 гигантам.
Что такое Web 3 Social
Web3 Social приложения отличаются от Web2 проектов следующими свойствами:
социальные приложения Web3 могут использовать блокчейн для установления права владения над активами внутри приложения
данные пользователей могут быть общими в рамках блокчейна на котором создано приложение (Например, ваш NFT аватар, может использоваться сразу в нескольких приложениях автоматически)
приложения могут быть построены на смарт-контрактах, что позволяет другим разработчикам делать свои альтернативные клиенты поверх вашей логики и вы не можете на это повлиять, как это, например, было с Twitter.
Говоря простым языком:
Web1: читай;
Web2: читай + создавай контент (появление соц. сетей);
Web3: читай + создавай контент + владей.
Сейчас Web 3 Social приложения не могут похвастаться огромной базой пользователей, но есть тренды, привлекающие внимание к этой сфере.
Популярные социальные сети и блокчейн
Один из трендов — это проникновение блокчейн технологий в крупные платформы. Многие платформы социальных сетей добавляют возможности Web3 для пользователей Web2, предлагая интеграцию NFT.
Reddit запустил NFT аватары для поддержки создателей контента на платформе
Twitter позволяет использовать NFT аватарки для подписчиков сервиса Twitter Blue
Telegram продает имена пользователей и анонимные номер для Telegram в блокчейне TON. А также Telegram рассказал о планах на децентрализованную биржу
VK добавила NFT-аватары, представила витрину токенов и анонсировала запуск NFT-маркетплейса
Пока это выглядит как некоторая надстройка, но тем не менее первые шаги сделаны.
Крупные игроки и инвестиции
Другой тренд — это участие крупных игроков, например:
команда протокола кредитования AAVE, разрабатывает социальный граф Lens Protocol, который позволяет создавать децентрализованные социальные сети
Виталик Бутерин, основатель блокчейна Ethereum, создал аккаунт в Nostr - децентрализованной социальной сети
платформа CyberConnect привлекла 15 миллионов долларов в раунде серии А
Cointelegraph cоздал отдельную программу акселератор для Web3 проектов в сфере социальных сетей
Tribes, приложение для обмена сообщениями и группового кошелька с поддержкой Web3, привлекло 3,3 миллиона долларов в рамках раунда предварительного финансирования, проводимого Kindred Ventures, South Park Commons и Script Capital.
Перейдем к продуктовым подходам.
Промежуточные (Middleware) протоколы для работы с данными
Как известно, во времена любой золотой лихорадки выгоднее продавать лопаты, нежели искать золото, поэтому одним из подходов является не создание конечных приложений для пользователей, а создание Middleware протоколов, которые призваны организовать обработку данных между блокчейном и конечным пользовательским приложением.
Такие протоколы, часто называют себя децентрализованными социальными графами, их ключевые функции:
децентрализованная идентификация (аутентификация и авторизация)
граф социальных взаимодействий (информация о пользователе)
хранение и распространение контента
Заметные протоколы:
Lens Protocol
Lens Protocol, разработанный командой Aave (крупнейшей кредитной платформы на Ethereum), является одним из самых известных социальных протоколов. Lens построен на L2 решении Polygon и, таким образом, может взаимодействовать с экосистемой Ethereum. Его особенности:
Невзаимозаменяемая природа хранения данных - профиль, контент и многое другое в протоколе представлены как НФТ. Это удобно, во-первых, позволяет продавать, например, свой контент, во-вторых НФТ распространённый стандарт, а значит любой контент соцсети построенной на Lens Protocol будет легко представить на маркетплейсах НФТ.
Встроенная компонуемость - SDK Lens Protocol гибкое, и позволяет свободно менять механики и принципы монетизации конечного приложения.
Farcaster
Использование данных, хранящихся в блокчейне, будет всегда связано с комиссиями в виде газа, поэтому протокол Farcaster использует принцип достаточной децентрализации, комбинируя блокчейн с классическими централизованными подходами (в виде хабов данных). Позволяя создавать децентрализованные приложения дешевыми для конечного пользователя.
CyberConnect
Платформы социальных сетей Web2 хранят все социальные взаимодействия на
своих серверах, а CyberConnect стремится стать общедоступной базой данных для различных приложений, таким образом достигая большей совместимости между приложениями.
Компания собрала $25M в двух раундах с участием Multicoin, Draper, Hashed, Animoca Brands, Sky9 Capital и других инвесторов. Один из наиболее успешных проектов в экосистеме CyberConnect - Link3, где можно создавать и участвовать в Web 3.0 эвентах.
RSS3
RSS — это стандарт Web1, который позволяет людям подписываться на ленту контента в Интернете. RSS3 - протокол, направленный на распространение контента Web3. В настоящее время основным продуктом RSS3 является его API данных, который отдает данные, связанные с контентом, на Web3.
Ежемесячное количество запросов перевалило за 200 миллионов.
Попытка оседлать новые тренды соц. сетей
Если посмотреть на приложения, которые создают на промежуточных протоколах для Web3 Social, можно увидеть, что в большинстве случаев это просто копии Web2 продуктов. Поэтому часть продуктов, вместо построения очередного клона на промежуточном протоколе, идут другим путём. Они ищут новые тренды в сфере социальных сетей и пробуют выстроить Web3 продукт на данном тренде.
Фасилитация контента
В интернете очень много информации по любой теме, перегруз некачественной информацией, приводит к появлению закрытых каналов, платных подписок на контент и прочего. Часто это явление называют Curation Economy(как сожалению не знаю как это правильно назвать на русском, если знаете - напишите в комментариях, буду благодарен).
Web3 Social стартапы предлагают фасилитаторам прозрачную экономику, предлагая им вознаграждения за тот контент, который они собирают.
Yup — социальная сеть для фасилитаторов контента. Фасилитаторам платят в токенах YUP, когда пользователи «лайкают» их коллекции контента.
Dataverse — Pinterest для Web3. Пользователи могут фасилитировать, делиться и монетизировать свои коллекции контента.
Инвестиции как социальное развлечение
Исследования показывают, что поколение Gen Z любит вкладывать деньги в крипту, а также потребляют много информации про инвестиции в социальных сетях.
Эксперты указывают на появление "социального инвестирования" - людям интересно во что инвестируют другие люди.
На пересечении этих двух веяний, появляются следующие компании:
SprinkleBit позволяет вам следить за ведущими инвесторами/друзьями и копировать их сделки
Alinea позволяет создавать плейлисты инвестиций и делиться ими
Представление Web3 контента
Появление различных стандартов смарт-контрактов, связанных с хранением контента, вроде NFT приводит к проблеме просмотра информации. Некоторые компании решают эту проблему создавая ленты контента с информацией из Web3.
Showtime - лента NFT похожая дизайном на Tiktok
Zapper - интерфейс для просмотра NFT
Interface - ещё одна лента для NFT
Токенизация проблемных мест Web 2 проектов
Другим стоящим внимания подходом, является попытка найти слабые места в Web 2 проектах и токенизировать их. Социальные сети Web 2 монетизируют данные пользователей продавая рекламу. Web 3 проекты видят в этом возможность для себя:
Стартап Permission соединяет бренды и клиентов, предлагая клиентам получать рекламу брендов взамен на токены
Стартап Bullz предлагает одним пользователям создавать контент о крипте за токены, а другим проверять его качество также за токены, обменять токены можно на подарочные карты для разных брендов
Ложка дегтя
Идеалы Web 3 - децентрализация, владение пользователями своими данными, а также в какой-то мере "справедливое" перераспределение доходов между создателями контента. К сожалению, идеалы слабо влияют на набор критической массы пользователей приложениями. Статья 2017 года показывает, большинство людей присоединяются к платформам социальных сетей, потому что там находятся их друзья, а не потому, что они отражают их идей и принципы относительно данных и справедливости.
Заключение
Сможет ли какая-либо из этих социальных медиа-платформ Web3 бросить вызов большим компаниям Web2? Вопрос открытый. Конечно же в статье разобраны не все тренды, а самые значимые, сама сфере довольно обширна и в ней есть много интересных компаний. Подобные статьи я пишу для своего телеграм канала - https://t.me/ton_learn . Буду рад вашей подписке.