Я тимлид, зачем мне все это?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В предыдущей статье я рассказывала, в чём сходство задач и инструментов тимлида и психолога, и обещала ответить на вопрос, зачем тимлиду это надо.

Ну правда, зачем? Задача тимлида – сделать всё, чтобы команда работала эффективно. Зачем быть искренним и эмпатичным, если люди – это ресурс, и вы умеете ими управлять?

Но мы все люди, а не какой-то безличный ресурс. А значит, для качественного взаимодействия друг с другом нам необходима эффективная коммуникация. Овладев ею, вы сможете разбираться с конфликтами в команде, а в некоторых случаях не допускать их, понимать мотивацию и интересы сотрудников. Есть и ещё кое-что важное: вы наладите коммуникацию с собой, разовьёте самосознание и здоровую рефлексию.

С этого и начну. 

Самосознание

Эмпатия помогает отлавливать, что вы чувствуете, что с вами происходит, когда вы слушаете другого человека. Здоровое обращение к своим чувствам, проживание контактов с другими людьми помогает не выгореть, что очень важно при работе тимлида.  Я уже упоминала, что риск выгорания больше у тех, кто много взаимодействует с людьми. А от тимлида все чего-то ждут, чего-то хотят. И когда мы уходим на большую дистанцию от своих переживаний, мы можем очень быстро выгорать. Особенно часто это случается, когда вы забываете про собственную психологическую гигиену. Забываете спросить: «А что я сейчас чувствую? Что со мной происходит? А как мне это?» 

Понимание мотивации и интересов сотрудников

Эмпатия и активное слушание как элемент эмпатии способствуют эффективной коммуникации. Они помогают вашему разработчику быть с вами в диалоге и сообщать о том, что ему интересно, что ему нужно, помогают определить, что его мотивирует. 

Сейчас часто можно встретить в наших тимлидских чатах такое мнение: самая главная мотивация человека – деньги. Не спорю. Деньги – это круто. Но кроме денег есть ещё что-то, что нас может мотивировать ничуть не меньше. Те, кто работает в топовых компаниях, или ходил на собеседование в топовые компании, знает, что иногда кандидат приходит на понижение. Потому что он хочет попасть именно в эту команду, к этому тимлиду. И он идёт на понижение зарплаты, порой даже значительное. Потому что у него есть какая-то мотивация кроме денег, и она преобладает. Например, работать в значимой команде и заработать какой-то статус: я попал, например, в компанию А, я там был разработчиком. Об этом важно не забывать. 

Так вот, именно эмпатия и активное слушание при взаимодействии с разработчиком помогут вам выявить ту самую мотивацию. Тогда вы будете не своё что-то переносить на разработчика вашего, не книги, которые вы прочитали, доклады, которые послушали, а видеть в человеке его самого. 

Была такая история у коллеги: он был крутым разработчиком, и компания была уверена, что раз он такой крутой разработчик, он станет таким же крутым тимлидом. Его главная особенность была в том, что он невероятно, чуть ли не фанатично верил в продукт, который они делали, – социально значимый продукт с хорошими инвестициями. Он стал тимлидом и достаточно быстро набрал команду из 7 человек. В течение 5 месяцев у них не было проблем, они хорошо перформили на его мотивации и на его отношении к продукту, и всё было здорово. 

Но постепенно всё начало разваливаться: команда вносила что-то своё, свои идеи, критиковала продукт, говорила, что здесь что-то не так, здесь что-то не то… И тимлид попадал в ситуацию непонимания: в каком смысле что-то не то? Мы делаем с вами вот такой продукт, это же так здорово! Почему вы к этому не относитесь так же, как я? Он не мог даже подумать, что другой человек, разработчик из его же команды, может отличаться по своей мотивации от него самого. Он был уверен, что все в команде смотрят на мир такими же глазами, как он. 

Не знаю, хорошо или плохо закончилась эта история: он ушёл обратно, на понижение. У него в компании это было возможно, но не у всех есть возможность сделать шаг назад. Вот почему я вам рекомендую не отмахиваться от эмпатии, не говорить, что это какая-то ерунда про чувства. Ведь ваша задача в управлении командой – это её эффективность. А люди качественно и эффективно работают тогда, когда это соответствует их мотивации и целям.

Разрешение конфликтов

Эмпатическое слушание помогает работать с конфликтными ситуациями, потому что вы встаёте на место другого человека, пытаетесь понять, чем он руководствовался в той или иной ситуации. Вы можете делиться своим видением ситуации и задавать сотруднику вопросы коучингового характера – не какие-то заумные, конечно. Вы его можете направить, сказать: «Слушай, у вас сейчас с вашим коллегой-разработчиком конфликт; давай посмотрим, что произошло, почему произошло. Какая мотивация была у твоего коллеги, какая – у тебя». 

Чтобы в управлении командой быть качественным, необходимо

  • качественно проживать свои эмоции 

  • понимать, что в каждом случае вы хотите получить 

  • как вам важно эту ситуацию разрулить

  • чему вы сможете своих сотрудников в связи с этим обучить

Когда вы научитесь соотноситься с тем, что вы сами чувствуете, проживать это на уровне вас самих, вам это поможет не вступать в какие-то конфликты, потому что вы сможете вовремя себя отловить: «Вот сейчас я раздражён, потому что устал, а не потому, что этот разработчик не вовремя ко мне подошёл и что-то мне не так сказал. Мне просто нужно сейчас посидеть одному в тишине». И не сорвётесь на него.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что эмпатия и другие инструменты работы психолога тимлиду необходимы. В следующий раз расскажу, как всё это можно у себя развивать.



Источник: https://habr.com/ru/post/539808/


Интересные статьи

Интересные статьи

Недавно на проекте интегрировал модуль CRM Битрикса c виртуальной АТС Ростелеком. Делал по стандартной инструкции, где пошагово показано, какие поля заполнять. Оказалось, следование ей не гаран...
Каждый лишний элемент на сайте — это кнопка «Не купить», каждая непонятность или трудность, с которой сталкивается клиент — это крестик, закрывающий в браузере вкладку с вашим интернет-магазином.
Многим геймерам по всему миру, заставшим эпоху Xbox 360, очень знакома ситуация, когда их консоль превращалась в сковороду, на которой можно было жарить яичницу. Подобная печальная ситуация в...
Здравствуй, мой любознательный друг! Наверняка тебя посещали мысли о том, как хакать все вокруг, не привлекая лишнего внимания санитаров службы безопасности и окружающих, быть похожим на героев ф...
Привет! AR и VR — штуки модные, сейчас приложения с их использованием не сделал только ленивый (или тот, кому оно просто не надо). От Oculus до MSQRD, от простых игрушек, радующих детишек появлен...