Если вам вдруг захотелось посчитать собственные значения матрицы, решить задачу линейного программирования или оптимизировать нелинейную функцию, то вы может взять Python со SciPy, можете взять R или Matlab/Octave, для любителей экзотики есть Julia, а те кому важен каждый тик скорее возьмут C++ или Rust.
Но если вдруг вы захотите взять Crystal (оставим за кадром причины этого решения), то я постараюсь описать что он может предложить для решения математических задач.
Стандартная библиотека
Использование библиотек с С API
Мои библиотеки
linalg
crystal-gsl
nlopt
linprog
Не мои библиотеки
num.cr
fftw.cr
Стандартная библиотека
Crystal унаследовал от Ruby приличное количество "батареек" в стандартной библиотеке. Вкратце пробежимся по тому что можно отнести к математике.
Модуль Math включает в себя 41 математическую функцию - почти все вызывают libm или интринсики llvm.
Модуль Complex позволяет не только складывать комплексные числа, но и посчитать от них корень, экспоненту и логарифм. Внутри состоят из двух Float64.
BigInt / BigFloat / BigDecimal / BigRational позволяют работать с числами с неограниченной размерностью (внутри используют известную библиотеку GMP).
В модуле Indexable есть такие чудеса как each_permutation и даже #each_repeated_combination - не то чтобы их сложно было написать самому, но приятно что их уже написали за тебя. А, ну еще #tally не могу не упомянуть - мелочь, но удобная.
Использование библиотек с С API
В Crystal легко создавать байндинги к библиотекам с С API. Это конечно не C/C++ где всё уже готово и надо только слинковаться и не Go, где cgo позволяет импортировать библиотеку парой строк, но и не Ruby, где при подключении сишной библиотеки вся надежда на то что кто-нибудь уже написал соответствующий gem, не то придется колдовать с Fiddle и обертками к каждой функции.
Crystal в этом смысле больше всего похож (из знакомых мне языков) на паскаль - тоже генерируем заголовочный файл по h файлу, проходимся ручками чтоб исправить косяки и вуаля - можно звать LibEngine.ellipse(center.x, center.y, radius.x, radius.y, filled, color1, color2, angle)
из своего кода.
Конкретно генерация выполняется библиотекой crystal_lib. Внутри она использует clang для синтаксического анализа. Преимущество (по сравнению с парсером на регулярных выражениях) - хитрые синтаксические выверты для нее не проблема, недостаток - для получения результата заголовок должен успешно скомпилироваться.
Что это означает для математического применения? Что если есть интересующая математическая библиотека (обязательно с C, не С++ API), не так уж сложно использовать ее из Кристалла.
Мои библиотеки
Linalg
Моя библиотека для работы с матрицами, вдохновленная matlabом и scipy. Точнее так - сначала я реализовал в ней всё чем пользовался в свое время в матлабе, а дальше ориентировался на список функций scipy.linalg.
Ссылка - https://github.com/konovod/linalg/
неполная автоматически сгенеренная документация https://konovod.github.io/linalg/
Сразу важное замечание. Говоря о матрицах в программировании подразумевают два вида библиотек. Один - для матриц 4*4 используемых в компьютерной графике, второй - для матриц размером 1000*1000. Формально конечно операции с ними одни и те же, но акценты при разработке разные. Я интересуюсь вторым типом.
Как реализована библиотека - простые вещи типа triu
реализованы на кристалле, умножение матриц выполняется с помощью BLAS, а сложная линейная алгебра - с помощью LAPACK. На винде и линуксе для ее работы потребуется поставить OpenBLAS, на маке используется встроенная в систему реализация (фреймворк Accelerate).
Для тех кто не знает что такое.
BLAS - стандартный интерфейс библиотек для умножения матриц (плотных, т.е. dense). Есть разные реализации, из опенсорсных самая "продвинутая" по моим данным OpenBLAS, из проприетарных есть Intel MKL, NVidia cuBLAS, Apple Accelerate.
LAPACK - это внушительная коллекция процедур линейной алгебры на фортране. Примерно 5 сотен процедур (в последней версии больше 7 сотен), каждая из которых доступна в 2 или 4 вариантах (для двойной и одинарной точности, для действительных и комплексных чисел). Все называются непонятными для непосвященных аббревиатурами (например dgees
, csytrf_aa
или zggbal
). Все подробно документированы и тщательно протестированы. Дополняется и исправляется по сей день (https://github.com/Reference-LAPACK/lapack). Большинство из этих 5 сотен служебные (впрочем, строго провести границу между служебными и неслужебными не так легко), некоторые устарели, но и оставшихся хватает. В моей библиотеке я использую 57 функций оттуда, еще несколько десятков ждут своей очереди.
Возвращаясь к моей библиотеке - что можно делать с ее помощью.
создание матриц, доступ к элементам по индексу и диапазону, map и tril
форматированный ввод\вывод
подматрицы
арифметика
линейная алгебра - det, inv, solve, norm, rank
недо и переопределенные задачи
собственные значения (eigenvalues), SVD, псевдоинверсия
декомпозиция матриц.(LU, QR, RQ, LQ, QL, cholesky, schur\QZ)
флаги матриц
Флаги - в каждой матрице хранятся специальные свойства которыми она обладает (треугольная, симметричная, эрмитова, положительно определенная, ортогональная), эти свойства учитываются при операциях (например треугольную можно умножать быстрее, а определитель ортогональной всегда 1).
ленточные матрицы (banded matrix)
Это частный случай разреженных - матрицы у которых хранится только главная диагональ и н диагоналей выше и ниже нее. Не знаю насколько они распостранены, но в LAPACK им посвящено приличное количество функций, так что я добавил их поддержку.
специальные матрицы
матричная экспонента.
разреженные матрицы (sparse matrix)
С ними все неидеально. LAPACK все-таки ориентирован на плотные матрицы, какую библиотеку выбрать для разреженных я пока не решил (все оборачивать жизни не хватит, на бесполезные время тратить не хочется, пока на примете SuiteSparse но там нет svd и некоторых других функций). Пока на чистом кристалле сделал хранение и преобразование матриц COO, CSR.
crystal-gsl
Ссылка - https://github.com/konovod/crystal-gsl
автоматически сгенеренная документация https://konovod.github.io/crystal-gsl/
В отличие от прошлой библиотеки, где кроме вызовов LAPACK пришлось написать кучу своего кода, эта - просто обертка над GSL. Ну, какой-то код там естественно пришлось добавить, но большая часть работы была в том чтобы придумать красивый ООП интерфейс к каждой функции и написать тесты.
Что такое GSL (https://www.gnu.org/software/gsl/doc/html/index.html). Библиотека для математических расчетов от проекта GNU. Распостраняется под лицензией GPL. Несмотря на внушительный список областей, общее впечатление довольно грустное. Даже LAPACK который пишут на фортране мигрировал на гитхаб и динамично развивается, а у GSL один активный разработчик и баги с уже приложенным патчем для исправления висят в трекере годами и десятилетиями. Да-да, опенсорс убил спо. Но хватит о грустном, что-то хорошее там все-таки есть, так что если мы хотим конкурировать с scipy, берем, пишем обертки и добавляем сахар.
Изначально обертку сделал ruivieira (https://github.com/ruivieira/crystal-gsl), но он потерял интерес к проекту (а я наоборот приобрел), так что актуальный форк теперь мой.
Что там есть
сгенерирован файл для актуальной версии GSL, так что можно вызывать все функции напрямую.
ООП интерфейс для следующих тем:
Общие
Векторы и Матрицы
Для матриц у меня уже есть linalg, так что тут я особого сахара не добавлял, но те функции какие в GSL есть обернуты, складывать и умножать матрицы можно.
Пример
m1 = GSL::DenseMatrix.new(3, 3) m1[0, 2] = 2.0 m2 = [ [1.0, 0.6, 0.0], [0.0, 1.5, 1.0], [0.0, 1.0, 1.0], ].to_matrix puts (m1*m2.inverse)
Разреженные (sparse) и Плотные(dense) матрицы.
Вот разреженные матрицы - то чего мне в linalg не хватает. В GSL уровень конечно сильно отстает от современных достижений (типа SparseSuite), но это хоть что-то! Собственно, что там поддерживается: типы хранения COO, CSC, CSR, конверсия между ними, перемножение матриц (только CSC на CSC) и единственный итеративный солвер GMRES.
Пример
describe ".solve" do it "should solve example from gsl docs" do n = 100 # number of grid points size = n - 2 # subtract 2 to exclude boundaries h = 1 / (n - 1) # grid spacing a = GSL::SparseMatrix.new(size, size) f = GSL::Vector.new(size) # construct the sparse matrix for the finite difference equation # construct first row a[0, 0] = -2 a[0, 1] = 1 # construct rows [1:n-2] (1...size - 1).each do |i| a[i, i + 1] = 1 a[i, i] = -2 a[i, i - 1] = 1 end # construct last row a[size - 1, size - 1] = -2 a[size - 1, size - 2] = 1 # scale by h^2 a = a*(1/h/h) # construct right hand side vector size.times do |i| xi = (i + 1) * h fi = -Math::PI * Math::PI * Math.sin(Math::PI * xi) f[i] = fi end # convert to compressed column format c = a.convert(:csc) # now solve the system with the GMRES iterative solver u = GSL::SparseMatrix.solve(a, f) # compare with exact solution size.times do |i| xi = (i + 1)*h exact = Math.sin(Math::PI*xi) u[i].should be_close exact, 1e-3 end end end
Статистика. Это не совсем моя область интересов, но этим занимался изначальный создатель байндингов.
Гистограммы (не рисуем, только формируем массивы)
Перестановки (Permutations) Правда как я упоминал в начале это уже есть в стандартной библиотеке Кристалла
Корреляция (Correlation) Пирсон и Спирмен, что бы это ни значило
Я продолжил работу обернув с помощью макросов
33 из 38 Статистических распределений (distributions)
Мат. анализ
Численное интегрирование (Numerical integration) более-менее простые алгоритмы, зато протестированы. вызываем
GSL.integrate(myfunction, a, b, epsabs : 1e-6)
и готово. Можно выбрать алгоритм, некоторые подходят для несобственных интегралов.Численное дифференцирование (Numerical differentiation)
GSL.diff(myfunction, x, 0.01)
и получаем производную в x по четырем точкам (x-0.01, x-0.005, x+0.005, x+0.01). Есть вариант который берет точки только слева или только справа от x:GSL.diff(myfunction, x, 0.01, :forward)
.ОДУ (Ordinary differential equations) Есть алгоритмы требующие якобиана и не требующие. Пример: https://github.com/konovod/crystal-gsl/blob/5a79d65f0464f7f095ada9828d51eb1c5b54d863/spec/ode_spec.cr
Полиномы Можно хранить полиномы в виде списка коэффициентов, брать от них интеграл и производную и конечно искать корни. Еще есть PolyDD - форма представления полинома в виде Разделённой разности (divided-difference representation)
Monte Carlo Integration Интегрирование многомерных функций с помощью метода Монте-Карло. Задаем функцию, границы, получаем приближенный результат. Есть алгоритмы MISER и VEGAS, подробнее о них можно почитать в документации GSL: https://www.gnu.org/software/gsl/doc/html/montecarlo.html
Series Acceleration Некий Levin u-transform, позволяющий оценить сумму ряда по первым нескольким членам.
Оптимизация
Минимизация функций одной переменной. После ознакомления с этим разделом мое мнение о GSL сильно упало. Мало того что вершиной технологий в нем является метод золотого сечения, так он еще и реализован с ошибкой. Баг-репорт об этой ошибке висит с 2015 года: http://savannah.gnu.org/bugs/?45053, так что очевидно что никто этим разделом не пользуется. Эх, вот бы какой-нибудь энтузиаст забил на все эти мэйллисты и форкнул GSL на гитхабе - я уверен что разработка бы сразу в гору пошла. Но тем не менее, я исправил эту ошибку используя приложенный патч и в crystal-gsl таки можно искать минимум функции одной переменной.
Поиск корней функции одной переменной Если кому-то интересно чем это отличается от минимизации - при поиске корней у нас в начале интервала у функции один знак, а в конце - другой. Так что уж один корень точно есть и мы его найдем.
Алгоритм имитации отжига (Simulated annealing) метод оптимизации, заключающийся в том что мы сначала даем x случайные приращения и ищем минимум, а потом постепенно уменьшаем разброс этих приращений. Реализация состоит из короткой функции, поэтому конкретно GSL тут не используется - я просто переписал эту функцию на Crystal.
Линейная регрессия В GSL есть довольно впечатляющее количество функций линейной и нелинейной регрессии, но я пока реализовал только обертку для линейной регрессии функции одной переменной.
Аппроксимация
Полиномы Чебышева создаем объект
poly = GSL::Chebyshev.new(myfunction, a, b)
и дальше можем вычислять его в любой точкеpoly.eval((a+b)/2)
также оценивать погрешность и находить производную и интегралB Сплайны Создаем объект передавая ему значения на равномерной сетке и дальше можем получать его значения и производные в произвольной точке. Эту часть несколько улучшили в 2.8, но текущая стабильная версия GSL 2.7, так что улучшения я пока не оборачивал.
Интерполяция идеологически отличается от прошлого пункта тем что интерполирующая функция точно проходит через все заданные точки, а B сплайн лучше подходит когда исходные данные зашумлены. Поддерживается 1- и 2-мерная интерполяция.
Физические константы Значения слегка устарели, зато есть в двух системах (МКСА и СГС)
Специальные функции 273 из 338 специальных функций обернуты чтобы их можно было вызывать не парясь с синтаксическим мусором. По ощущениям, это самая популярная часть библиотеки GSL - я видел байндинги к ней, которые ограничивались этой частью. Тот же octave, как я понимаю, использует из GSL только эту часть, специальные функции.
Написаны в папке spec тесты ко всем этим областям. Их же можно использовать и как примеры использования.
таблица со статусом того что уже обернуто\еще нет\не планируется: https://github.com/konovod/crystal-gsl/blob/master/TODO.md
На этом с обзором библиотеки GSL закончим, и перейдем к
nlopt
Обертка над библиотекой нелинейной оптимизации NLopt (https://nlopt.readthedocs.io/en/latest/). Библиотека позволяет решать задачи оптимизации с нелинейной целевой функцией и ограничениями в виде линейных и нелинейных неравенств.
Ссылка: https://github.com/konovod/nlopt.cr
Документация: да в общем-то в ридми и приведена.
Скопирую сюда один пример
# создаем объект-решатель
s1 = NLopt::Solver.new(NLopt::Algorithm::LdMma, 2)
# устанавливаем требуемую точность по x (есть еще по f)
s1.xtol_rel = 1e-4
# задаем целевую функцию
s1.objective = ->(x : Slice(Float64), grad : Slice(Float64)?) do
if grad
grad[0] = 0.0
grad[1] = 0.5 / Math.sqrt(x[1])
end
Math.sqrt(x[1])
end
a = 2
b = 0
# задаем ограничение в форме неравенства
s1.constraints << NLopt.inequality do |x, grad|
if grad
grad[0] = 3 * a * (a*x[0] + b) * (a*x[0] + b)
grad[1] = -1.0
end
((a*x[0] + b) * (a*x[0] + b) * (a*x[0] + b) - x[1])
end
# задаем ограничение в форме равенства
s1.constraints << NLopt.equality do |x, grad|
if grad
grad[0] = 1.0
grad[1] = 1.0
end
x[0] + x[1] - 3
end
# а еще можно задать жесткие границы для переменных и начальное приближение
s1.variables[0].set(min: 0.0, guess: 2.5)
# решаем уже
res, x, f = s1.solve
# res будет NLopt::Result::XtolReached если мы достигли точности по x
# x - вектор значений найденного минимума
# f - значение функции в найденном минимуме
В целом эта библиотека, наверное, не подойдет для супербольших задач, но для любительского использования и не очень больших работает хорошо.
Раньше я немного занимался оптимизацией задач побольше (таких где ответа надо было ждать часами и использовать дорогущий коммерческий солвер, т.к. с опенсорсным ждать пришлось бы днями), ну и вынес оттуда, что лучше всего мы умеем решать линейные задачи, а нелинейные часто можно свести к ним. Как минимум, линейная задача может дать начальную точку для поиска нелинейной. Поэтому следующая библиотека -
Linprog
Это моя обертка над библиотеками для решения ЗЛП (задач линейного программирования).
Ссылка: https://github.com/konovod/linprog/
я поискал какая библиотека самая быстрая и какую при этом легко обернуть и выбрал SYMPHONY (https://projects.coin-or.org/SYMPHONY). У них там кстати на сайте целый мир проектов по оптимизации, причем живые уже перенесли разработку на гитхаб, что радует.
Как выяснилось, SYMPHONY может и быстрая, но сделана специально для "серьезных" задач, так что для мелких задач большую часть времени будет занимать запуск библиотеки. Она еще и пишет в консоль ход решения (в последней версии дали возможность это отключать) - это и неудивительно, если учесть что она ориентирована на задачи которые решаются часами.
В качестве простой альтернативы Linprog я решил добавить GLPK от проекта GNU. Эта библиотека как и GSL в полумертвом состоянии, последние обновления много лет назад, и не потому что нечего улучшать, вместо этого в документации мы с грустью читаем
Note that the GLPK branch-and-cut solver is not perfect, so it is unable to solve hard or very large scale MIP instances for a reasonable time
Но хватит о плохом - зато ее легко установить и она быстро запускается. То что надо для маленьких задач то что надо. Плюс собрать SYMPHONY под винду целый квест, а GLPK собирается без проблем.
В целом linprog пока в не столь развитом состоянии как две мои предыдущие библиотеки - даже CI не настроен. Зато я сделал там DSL для задач, потому что задавать ЗЛП в виде матриц это ад.
Зачем вам AMPL когда вы можете задавать задачи сразу на любимом языке!
# Создаем проблему
task = LinProg::SymbolProblem.new
# Добавляем переменные. параметром можно сразу передать ограничения
# на целочисленность и мин\макс
x = task.create_var(bound: LinProg::Bound.integer)
y = task.create_var(bound: LinProg::Bound.new(0.0, 6.0, true))
# Добавляем неравенства
task.st(x + 1 >= y)
task.st(3*x + 2*y <= 12)
task.st(2*x + 3*y <= 12)
# Устанавливаем целевую функцию. Можно и minimize
task.maximize(y + 1)
# Решаем
task.solve
# Теперь из переменных можно прочитать значения
x.value.should eq 1
y.value.should eq 2
Не мои библиотеки
Чтобы не сложилось впечатление что пост только о моих библиотеках, напишу что еще знаю интересного.
Про нейросети писать не буду - я в них недостаточно разбираюсь, да и не особо интересуюсь. Вот бессмысленно и беспощадно оборачивать библиотеку которая ищет SVD для разреженных матриц - это да, это интересно, а всей этой генерацией текста и распознаванием картинок - без меня есть кому заняться.
num.cr
ссылка: https://crystal-data.github.io/num.cr/
Интересный проект который вводит многомерный Tensor и позволяет работать с ним на gpu (с помощью OpenCL). Мне не очень нравится "динамичность" его тензоров - то что даже число измерений задается в рантайме, мой "многомерный массив мечты" выглядит иначе, но то что эта библиотека шире чем моя linalg - несомненно. Кратко о ее возможностях:
многомерные массивы чего угодно (Tensor)
могут храниться на цпу и на гпу
поддерживают эффективный map для расчетов без создания промежуточных объектов
поддерживают эйнштейновскую нотацию для еще более эффективного вычисления
линейная алгебра (использует LAPACK)
градиенты и нейросети
fftw.cr
ссылка: https://github.com/firejox/fftw.cr
Обертка для библиотеки Fastest Fourier Transform in the West (https://fftw.org/)
Я, к моему сожалению, про fft почти ничего не знаю (ну кроме того что это очень круто), но т.к. оно в списке того что есть в GSL - сразу скажу что то что в gsl полная хрень, используйте вот эту быструю и надежную библиотеку. В обертке не хватает некоторых продвинутых возможностей fftw, но т.к. я слабо в этом разбираюсь то не берусь судить насколько они важны.
Примеры
require "fftw.cr"
x = Array.new(512) { Complex.new(Random.next_u, Random.next_u) }
dft_x = FFTW.dft(x)
require "fftw.cr"
plan = FFTW::Plan.new(512)
x = Array.new(512) { Complex.new(Random.next_u, Random.next_u) }
dft_x = plan.dft(x)
.