Задачи ИТ-директора (CIO). Почему облачные сервисы — лёгкий и надежный способ решить сложные задачи ИТ и бизнеса?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Сразу небольшой оффтоп: набросал канву статьи, хотел обсудить с сообществом как актуальность темы, так и содержание: что упущено, что стоит добавить, а что стоит просто выкинуть... Хейтеры радушно приветствуются :)
----------------------

Современный ИТ-руководитель постоянно находится в поисках решения сложных и противоречивых проблем: с одной стороны, требования жесткой экономии бюджета, с другой, необходимого ускорения развития ИТ-сервисов и бизнеса, с третьей, экспоненциально нарастающий объем нагрузок, с четвертой – волны пандемии и необходимость максимально безопасного и гибкого развертывания удаленных рабочих мест при драматически нарастающем объеме запросов на изменения и модернизации, с пятой… импортозамещение, санкции, проблемы с поставками и логистикой оборудования, соблюдение законодательства по защите персональных данных 152 ФЗ и др., комплайнс, требования ИТ-трансформации, бизнес-трансформации, информационной и ролевой трансформации и т.д и т.п.

И вот этот ИТ-руководитель, он же бэтмен, как-то должен справиться с ситуацией и спасти стремительно меняющийся мир и бизнес от разорения, мало того, помочь сделать его успешным и процветающим. Вопрос «что делать?» вечен, есть даже известное произведение великого классика XIX-го века, но давайте попробуем ответить на этот вопрос в начале XXI-го.

Сначала пара слов о задачах типового ИТ-директора средней бизнес-компании, которые «лежат» на его рабочем столе, «живой» пример реального ИТ-руководителя (из интервью):

  • Техническое сопровождение сотрудников компании

  • Техническое сопровождение информационных систем для внутренних нужд (ERP, CRM, BI, Mail, Corporate Portal, Phone System и т.д.)

  • Техническое сопровождение сетей и ЦОДов для внутренних информационных сервисов

  • Доработка текущих информационных сервисов и разработка новых

  • Обеспечение взаимосвязи между стратегическими целями компании и направлениями развития ИТ

  • Обеспечение необходимого уровня поддержки ключевых бизнес-процессов компании

  • Повышение отдачи от инвестиций в развитие информационных технологий компании

При этом обычно есть еще несколько «горящих» рабочих задач:

  • Временные стенды «на 1 день / неделю»

  • Временное увеличение ресурсов под мероприятие

  • Тестирование / Внедрение нового информационного сервиса

  • Тестирование обновлений текущих сервисов и функционала новых сервисов

  • Восстановление данных из бекапов

  • Тестирование DRP планов

  • Различные демо сервисов или специализированных сервисов под проекты

  • Обеспечение географического резервирования информационных сервисов

ИТ-руководитель выбирает, каким путем решать перечисленные выше задачи:

  • Закупка собственного оборудования

  • Аренда оборудования

  • Облачные решения

При этом он выделяет следующие факторы, влияющие на выбор:

  • Обеспечение ресурсов под ежемесячный рост объёма данных

  • Количество вычислительных мощностей для обеспечения работы сервисов под «боевой» нагрузкой и без

  • Скорость предоставления решения

  • Надежность инфраструктуры

  • Нагрузка на штат ИТ сотрудников

  • Бюджетные ограничения

Также, все чаще достаточно остро стоят задачи по трансформации бизнеса и ИТ. Обобщая опыт, замечаем, что ИТ-руководители в большинстве избегают употреблять модное слово «трансформация» и считают его «хайповым» термином, который используют для достижения целей поставщики решений, ИТ-технологий и «ИТ-чиновники». Но, если вникнуть в смысл, то как ни крути: эволюция, трансформация, модернизация, ускорение развития и т.д. неизбежно меняют наши привычные приоритеты, выдвигая на первое место тотальную комплексную автоматизацию и необходимость измерять эффективность изменений и собственно работы ИТ-подразделения. И, что самое интересное, есть 2 простых метрики, которые помогают ИТ-подразделениям оценить эту эффективность:

Т.е. необходимо постоянно работать над снижением удельных расходов на 1 рабочее место, что не означает снижение стоимости сервисов, которые используются каждым сотрудником. Напротив, в связи с развитием технологий, стоимость необходимых сервисов и оборудования может обоснованно увеличиваться, но за счет новых возможностей автоматизации обслуживания расходы ИТ-подразделения могут снижаться, например, 1 системный администратор может обслуживать большее количество рабочих мест (до 1000-2000 и более), а облачные технологии и такие как RDS/VDI не только помогают решить эти задачи и улучшить указанные метрики, но и сделать эти решения более гибкими и динамичными. И, конечно, большинство выбирает именно эволюционный путь развития – от гибридных сценариев решения до построения эластичных мультиоблачных инфраструктур.

С другой стороны, со стороны заказчика и конечного корпоративного потребителя ИТ-сервисов ситуация выглядит намного проще. Опрос показал следующие «горящие» потребности и цели, к которым ведет удовлетворение указанных потребностей, что нужно пользователям, их словами:

1.       Потребности:

  • "Разместиться в облаке"

  • "Сохранить данные"

  • "Заменить старое оборудование"

  • "Платформа для обучения"

  • "Платформа для разработки"

  • "Бэкап"

  • "Аварийное восстановление"

  • "Быстрое создание"

  • "Лёгкое управление"

2.       Цели, в том числе использования облака (также со слов конечных потребителей):

  • "Сократить расходы"

  • "Повысить надёжность"

  • "Удобно управлять"

В большинстве случаев эти потребности удовлетворяются следующими типовыми решениями и сценариями (из интервью с ИТ-руководителями):

  1. Миграция в облако любых данных и служб, интеграция их друг с другом и с существующей инфраструктурой - гибридные сценарии

  2. Организация удаленных рабочих мест, включая решения для терминального доступа (RDS и VDI)

  3. Файловые серверы и общие ресурсы

  4. Корпоративная почта

  5. Корпоративный портал

  6. CRM и ERP системы, сервисы для управления проектами и средства совместной работы

  7. Любые сайты и порталы, включая Битрикс 24

  8. Любые 1С-конфигурации

  9. Серверы СУБД (MS SQL, PostgreSQL, Postgre PRO, MYSQL и др.)

  10. IP-телефония, helpdesk

  11. Различные сервисы безопасности (антивирусные и антиспам-решения, WAF, защита от DDOS и др.)

  12. Контроллеры домена

  13. Инфраструктура для сценариев горячего, теплого и холодного резерва, включая резервное копирование

  14. Организация резервного центра обработки данных (ЦОД)

  15. Эксплуатация эффективных и мощных готовых решений: SaaS, PaaS, XaaS

А также любые другие ИТ-инфраструктурные решения

Дальнейший анализ позволяет свести цели, потребности, сценарии и решения в таком ориентировочном формате, номера в правой колонке соответствуют номерам из предыдущего списка:

Потребности

Решения и сценарии

"Сократить расходы"

1, 2, 3, 8, 9, 16 … Уточняется на основе проектирования и пилотного тестирования

"Повысить надёжность"

 1, 2, 3, 8, 9, 16 … Уточняется на основе проектирования и пилотного тестирования

"Удобно управлять"

  1, 2, 3, 8, 9, 16 … Уточняется на основе проектирования и пилотного тестирования

"Разместиться в облаке"

Все сценарии, начинаем с этого:
Организация удаленных рабочих мест, включая …

"Сохранить данные"

3, 13, 14

"Заменить старое оборудование"

1, 2, 3, 8, 9, 16

"Платформа для обучения"

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 …

"Платформа для разработки"

Любые, 9, 15, 16

"Бэкап"

3, 13, 14

"Аварийное восстановление"

3, 13, 14

"Быстрое создание"

Любые, 1, 2, 3, 8, 9, 14, 16

"Лёгкое управление"

Любые, 1, 2, 3, 8, 9, 16

Очевидно, что ошибка в выборе решения и даже сценария на начальном этапе может привести к существенным потерям или недостаточным оснащением ресурсами, что в обоих случаях плохо. Но что еще важно, задачи корректируются каждый день – чего только стоят вызовы пандемии и усиливающиеся угрозы безопасности, особенно при организации удаленных рабочих мест сотрудников. Получается замкнутый круг, почти как в сказке: «пойди и сделай то, не знаю чего…», потому что неизвестно, что будет завтра, что будет с бизнесом, компанией, пандемией, международной обстановкой и т.п.  И роль такого мудрого провидца, визионера, стратега и тактика теперь является ролью и ИТ-руководителя - и штурман, и лоцман, и часто, и капитан в одном лице.

А теперь главный вопрос – как при этом сделать ИТ недорогим, надежным, безопасным, максимально гибким и эластичным? И самый простой ответ – потреблять в формате сервисов, которые легко масштабировать и уменьшать/отключать, которые сами обновляются, которые требуют минимальные затраты ресурсов на поддержке и интеграции. Т.е. важной задачей ИТ-руководителя является профессионально грамотная оркестрация этих сервисов, превращение их возможностей в истинную ценность для пользователя и компании. Ну и, конечно, управление, контроль, мониторинг и бюджетирование.

И очень простой ответ – на основе облака это сделать и проще, и удобнее, и надежнее, и обычно при более низкой стоимости владения (TCO) и достаточно низких начальных затратах. Помните основные запросы бизнеса: сократить расходы, повысить надежность, удобно управлять?

И не особенно важно, какое это облако. Оно может быть публичным или частным, находиться на территории компании или в высококлассном, максимально отказоустойчивом ЦОД уровня TIER III надежного провайдера под присмотром и обслуживанием высококвалифицированных специалистов, стоимость и дефицит которых сейчас растет экспоненциально. Поэтому одной из стратегических задач является найти такое решение и провайдера, который поможет собрать необходимые эффективные решения, построить план обслуживания и развития, посчитать технико-экономическое обоснование и TCO, станет партнером на долгие времена стремительной и извилистой дороги развития. Именно партнером, который вместе с вами не только заинтересован, но и несёт ответственность, и помогает достичь поставленных целей. И, как подметили некоторые мудрые ИТ-шники – это «супружеские отношения», результатом которых должны стать общие плоды и процветание «ИТ-семьи»

Источник: https://habr.com/ru/post/687948/


Интересные статьи

Интересные статьи

В 2021 году практически у каждого человека, связанного с продуктовой сферой, не возникает трудности при ответе на вопрос «Что такое CustDev?». Скорее всего мы услышим что-то вроде: «метод проведения г...
Рано или поздно любой разработчик или администратор СУБД, имеющий дело с MySQL, сталкивается с проблемой блокировок. Всё дело в природе MySQL как системы с конкурентным доступом на чтение/запись. Я ра...
Никто не любит, когда человек бросает все и уходит. Я говорю не (только) о ситуации, когда тренер школьной команды норовит пристыдить спортсмена, который решает её покинуть. Я имею в виду...
Ключевые экономические показатели: Годовая средняя зарплата плюс все налоги для Java-разработчика в Кремниевой долине: $130K Годовая средняя зарплата плюс все налоги для Java-разраб...
За что только не судились производители электроники, за сенсорные экраны, за формы устройств и деталей, применение тех или иных материалов и технологий, функций и идей. Пришло время н...