Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Ранее мы поговорили о том, как найти баланс между работой и учебой, а еще детально разобрали метод «deep work». Сегодня попробуем подступиться к теме с другой стороны — поговорим о мотивации, «методе юзабилиста» и лайфхаках для тех, кто хотел бы быстро изучать все новое.
Начните с мотивации
Лекции в вузе, чтение профессиональной литературы, семинары в офисе — лишь малая часть классических или инкрементальных образовательных форматов. Они широко распространены и доступны каждому, однако последовательное изучение тем, предметов и отдельных областей знаний, кажется, все чаще вызывает отрицательные эмоции и проблемы с концентрацией, а по мере завершения процесса — стремительную «выгрузку» пройденного из памяти. Возможно, дело в актуальности материалов и в том, как их преподносят аудитории — учитывают ли меняющийся информационный контекст, клиповую культуру и другие особенности, влияющие на изучение нового, или предпочитают не менять наполнение и подачу программ десятилетиями.
Если смотреть исключительно на работу, очевидно, что и тут найдется место для учебы. Как минимум, ни одна вакансия не обходится без подобных обещаний. «В нашей компании вы будете постоянно изучать что-то новое», — «говорили они». Но на деле многим не удается даже близко подобраться к этой картине мира. Ожидания от будущей профессии, сформированные в вузе и в ходе общения с HR-специалистами, разбиваются о суровую реальность — вместо комплексного сочетания опыта и новых знаний работодатель предлагает лишь «компоненты для самостоятельного приготовления» идиосинкразии к любым видам корпоративного обучения:
«Вот файл с документацией на английском, нужно сделать перевод в виде краткого руководства, чтобы передать его клиенту вместе с оборудованием. Заодно и для себя что-то новенькое там найдешь», — еще не самый плохой вариант по сравнению с:
«Завтра у нас общая аттестация, будем тестировать всех сотрудников». Или: «Это родственник моего знакомого, пожалуйста, помоги ему с изучением веб-фреймворков вроде Ruby on Rails или чего-то в этом роде, а попутно и свои знания освежишь».
На практике «чем-то новым» зачастую становятся отчеты, считающиеся в компании «неплохой формой для закрепления знаний»; подготовка к конференциям и командировкам, когда основная часть времени уходит не на проработку докладов, а на бесконечные согласования счетов за билеты, дорогу и проживание; однообразные задачи и в конечном счете отсутствие реальной заинтересованности руководства в вашем карьерном росте. Чего уж тут говорить, вы и сами знаете, что все это ведет к потере мотивации и интеллектуальной деградации, а не к развитию.
Однако так происходит только в том случае, если вы полагаетесь исключительно на внешние факторы — то, как все заведено в офисе или в вузе. К счастью, даже весьма закостенелый инкрементальный подход в духе «некогда объяснять, двигаемся от задачи к задаче», легко разнообразить трансформирующим обучением. Допустим, в формате «тихих пятниц», когда инициативу отдают сотрудникам. В большинстве случаев им удается лучше мотивировать себя к постоянной «прокачке» на работе, после работы, а самое главное — для эффективной работы.
Вообще для раскачки когнитивных способностей неплохо, как минимум, быть уверенными в том, что затея выполнима. Ведь речь не о том, чтобы пройти определенное число курсов, выучить тысячу-другую слов на английском или просто натренировать механическую память, хотя последняя задача представляет отдельный интерес в качестве соревновательной практики.
Мы говорим о более широких понятиях, таких как подвижный интеллект, проявляющий себя на всем спектре жизненных ситуаций — от условного программирования на уже знакомом языке до изучения, осмысления и анализа меняющегося контекста [например, влияния на ваш бизнес экономического кризиса], незнакомых задач и инструментов для их реализации. Здесь возможности памяти играют не последнюю роль, по аналогии с «оперативкой» в работе компьютера, но подвижный интеллект тоже можно натренировать. Для этого не нужна специальная подготовка, а эффект зависит только от уровня вашей мотивации [зачем вам это, чего вы хотели бы добиться и в какие примерно сроки] и вдумчивой работы над собой.
Учитесь как юзабилист
Как только у вас появляется личная заинтересованность, важно не засиживаться в окопе — не браузить неделями «полезные публикации» [да, вроде этой], добавляя находки в избранное, чтобы потом возвращаться и часами разбирать их. Лучше — не бояться «испачкать руки» и максимально быстро перейти к действиям, пока заинтересованность в изучении нового еще не погрязла в рутине [кстати, если это все-таки произошло, переживать точно не стоит, просто в этот раз мотивации, скорее всего, было недостаточно]. Это может быть что угодно — мокапы экранов приложения, диаграммы бизнес-процессов, элементы кода или гаджетов. Тогда попутное чтение материалов и руководств, просмотр туториалов и лекций по теме принесут пользу здесь и сейчас — с практической точки зрения и для развития подвижного интеллекта.
Чтобы не застревать в процессе поиска таких источников, первым делом проводите их беглое «юзабилити-тестирование» — посмотрите на аффорданс. Как и при взаимодействии с гаджетами, интерфейсами и навигационными указателями в городской среде, вам должно быть понятно: как подступиться к представленной информации, нужна ли она в моменте, приведет ли ее изучение к ощутимым результатам, сможете ли вы воспользоваться предложенными инструкциями и так далее. Зачастую все это зависит от того, каким опытом и знаниями вы уже обладаете, а не от объема издания или популярности авторов [хотя и эти факторы не стоит списывать со счетов]. Понятная структура материала, примеры и ссылки на репозитории с кодом придадут уверенности в том, что время на чтение или просмотр не будет потрачено зря.
В этом и заключается аналогия. Продуманный дизайн условного рулевого колеса не требует чтения руководства по эксплуатации. Даже если автомобиль новый, вам будет достаточно пары минут, чтобы разобраться с регулировками — они сами «подскажут», как и что функционирует.
Так и работают аффордансы, заложенные проектировщиками в качестве отсылок к уже знакомым поведенческим паттернам [опыту водителя, а в случае с подбором источников — потенциальному уровню подготовки аудитории и ее ожиданиям от изучения книги / лекции / хабрпоста]. Кстати, данную терминологию и логику вывел и описал в «Дизайне привычных вещей» Дональд Норман — она стала частью методологической базы всемерно известного консалтингового бизнеса. Так что попробовать в деле подход юзабилистов определенно стоит.
Главное — не плодить идиосинкразии на ровном месте. Если выступление или пост какого-то спикера показались вам очень уж общими, это не повод ставить на нем крест или отказываться от записей в этих форматах в дальнейшем. Придерживайтесь взвешенной позиции и старайтесь задействовать разнообразные источники, чтобы не замыкаться на чем-то одном при изучении выбранной темы и заведомо не отрезать себя от новых идей и инсайтов. Помните про аффордансы, чтобы выбирать те материалы, которые помогут максимально быстро получить необходимые знания здесь и сейчас.
Сам по себе поиск нового — это тоже учеба. Он запускает процесс формирования синаптических связей, а работа с разнообразными источниками — гарантированно повышает нейропластичность мозга [увеличивается количество и устойчивость связей, влияющих на скорость появления новых]. Она объясняет то, как быстро и эффективно человек, обладающий базовым уровнем навыков и экспертизой в своей области, может адаптироваться к изменениям контекста [информационного, рабочего, жизненного], то есть влияет на уровень его интеллекта.
Периодические и продуманные «вылазки» за новыми знаниями еще и стимулируют выработку дофамина — нейромедиатора, «вознаграждающего» мозг за проделанную работу. Он служит мощным механизмом внутреннего подкрепления того или иного поведения, плюс — играет важную роль в поддержании «когнитивного тонуса», а значит и мотивации для занятий.
Погружайтесь без опасений
Так называемые «ноуледж джанки» часто становятся жертвами собственной привязанности к поверхностному подходу. В погоне за новыми впечатлениями они впадают в цикл переходов от изучения китайского к игре на барабанах, от увлечения «журналистикой данных» к туториалам по Python и так далее. Базовый объем знаний по каждой из тем позволяет им воспринимать более детальную информацию и общаться со специалистами. Вот только придерживаться первого — более трудоемкого и энергозатратного — способа развития предпочитают как раз немногие.
Чаще всего первичные знания о какой-то области путают с универсальными концепциями и понятиями, считая их достаточными, чтобы ухватиться за соседнюю сферу деятельности — лихо переключиться с Python на Ассемблер или начать «от бедра» переводить экономическую литературу после продолжительной работы с техническими терминами. С уверенностью в том, что перепроверять себя не нужно.
Ложные представления о собственных способностях к переработке поверхностной информации в полезный скилл могут здорово навредить окружающим, если после беглого чтения пары книг вы перейдете к «пыткам» коллег о том, «как все-таки делать правильно». Такие разговоры будут только отвлекать опытных специалистов от дела, а вы — заработаете репутацию, как минимум, дистрактора. Если вы сможете собраться, приложить усилие и погрузиться в тему, избежать этой участи будет легче даже новичкам в своей области. Ваши вопросы станут более точными, все вокруг увидят проделанную работу и воспримут уточнения с пониманием и добродушием.
Для этого потребуется немало терпения и вам самим — изучение отдельных тем может занять несколько дней или недель, но бояться этого не стоит. Зачастую лучше растянуть сессии на максимальные временные отрезки в ходе вашего дня — насколько позволяют другие дела и отвлекающие факторы — и пользоваться методиками вроде «deep work», в том числе и для учебы. Тогда, казалось бы, «черепаший темп», каким бы мучительным он ни казался на первый взгляд, даст действительно быстрый и долговременный результат. Но нужно чувствовать меру.
Для прокачки когнитивных способностей важно не буксовать на месте, иначе не за горами спад той самой нейропластичности. К счастью, отловить этот момент можно — достаточно глубокое погружение в тему обычно совпадает с выходом на плато с точки зрения кривой обучаемости [похожим образом работает и кривая Альберта Бандуры]. Мозг просто-напросто завершает адаптацию к новой информации и перераспределяет ресурсы на более значимые процессы, поэтому важно вовремя — аккуратно и без слома об колено — подкидывать ему что-то на вход.
Ищите аналогии и повторяйте
Внимательное погружение в тему обязательно окупится в ситуации неопределенности, когда потребуется быстро переключиться на новую технологию, освоить финансовый менеджмент или разобраться с отчетностью компании. Если при этом вы применяете проектный подход и следуете «методу юзабилиста» [см. все это выше], у вас еще и формируется привычка к смешанному обучению. Оно эффективнее последовательного, так как резкое включение новых задач не вызывает особых проблем и сопутствующего стресса, а interleaved-подход к ним — развивает дивергентное мышление. Оно влияет на то, как легко вам удается охватывать широкий спектр тем и вырабатывать решения, используя уже имеющиеся знания и поиск аналогий.
Все это, конечно же, не имеет отношения к тому, «какой половинкой мозга лучше думать» об учебе и творчестве. Речь о «смешивании» навыков. Другое дело, что при переключении с одного на другой важно не заблудиться в чертогах разума и не растерять накопленный опыт с ходом времени. Помимо естественных механизмов вроде кривой забывания этому «способствует» беспрерывное и безальтернативное использование сервисов: для проверки текста на «качество», навигаторов и других помощников, без которых вполне можно легко обходиться время от времени.
Технологии обладают безусловной ценностью, но если мы говорим о развитии когнитивных способностей, иногда стоит задействовать собственную память или потратить чуть больше времени, чтобы поднять условные правила правописания и изучить дополнительные источники. Это работает и на уровне физической активности — постоянная езда на автомобиле за кофе в соседний двор, скорее всего, не поспособствует набору хорошей формы, а прогулка по городу — вполне может, плюс — положительно повлияет и на работу мозга [об этом наш предыдущий материал].
Чтобы закрепить пройденное, пользуйтесь доступными лайфхаками:
«Правило шести секунд» — вспомните одну из тем и попытайтесь в рамках этого временного промежутка сформулировать основную концепцию изученного.
«Правило второго захода» — если вы прослушали лекцию, перескажите ее знакомым или прочитайте вслух заметки [смысл в переключении с одного формата на другой, поэтому можете и хабрапост написать — так вы заодно и узнаете, как глубоко погрузились в тему].
«Интервальное повторение» — стоит использовать для ключевых моментов и наиболее ценных знаний, чтобы добиться эффекта долговременной потенциации.
«Метод чистого листа», когда нужно выписать все, что помните по теме, без подсказок.
Сложные тренажеры для раскачки вроде тех, что предлагают проходить «задачу n-назад».
Поддерживайте связь с окружающими
Сегодня следовать этому совету стало чуть сложнее, чем обычно — в силу известных всем обстоятельств. Но без него не обойтись — общение с коллегами и близкими обогатит и разнообразит все те процессы, что мы разобрали выше, плюс — поможет по-новому взглянуть на привычные вопросы. При разумной «дозировке» — улучшит ваше эмоциональное состояние.
Начать можно и с комментария по теме к этому материалу. Расскажите, за счет чего вам удается быстрее учиться новому, — что работает для вас, а какие рекомендации, наоборот, не подходят.