Рано или поздно жизненный цикл любого электронного устройства по исчерпанию технологического потенциала подходит к концу. И игровые консоли здесь не исключение. Наиболее успешным удаётся не только пересечься с консолью-преемником, но и с почестями уйти на покой. Оставляя геймерам богатое наследие, такие системы навсегда входят в зал славы ретрогейминга, где обретают пожизненный авторитет и культовый статус.
Освоение передовых технологий вкупе с агрессивным маркетингом и чувством времени превозносили одних производителей и сокрушали других. Так попеременное лидерство Sega и Nintendo в четвёртом поколении к началу 90-х годов перестало быть стабильным и прогнозируемым. Отныне в «царя горы» хотели потягаться Philips (с CD-I), Atari (с Jaguar) и только-только основанная The 3DO company (c 3DO Interactive multiplayer). Но время расставило всё по местам: и ценой мимолётного (подчас даже мнимого) успеха, в итоге, стало закономерное забвение…
Так или иначе, отжившие свой век консоли осели не только в стоковых барахолках и гаражах, но и на полках коллекционеров и геймеров. И тем отраднее для высшей консольной справедливости, что некоторым системам удалось продолжить своё посмертное существование, правда, в несколько ином амплуа. Кому-то было позволено искупить свой прижизненный провал, а кому-то, напротив, укрепить ранее завоёванные позиции.
Но обо всём по порядку.
Первой из гонки поколения выбыла полусамостоятельная консоль Sega Genesis 32X. 32-битный аддон на картриджах был мягкой подготовкой владельцев Sega Genesis к нарождающейся эре 3D игр, полигональной графике и абсолютно новому игровому опыту. Но цена в $159 и многочисленные анонсы грядущей Sega Saturn подкосили будущее устройства прямо на старте продаж (в ноябре 1994 года). Сторонние разработчики игр не видели в 32X того потенциала, о котором постоянно увещевал Том Калинске (президент Sega of America), поэтому предпочитали работать с хорошо знакомой Genesis или вовсе сосредоточиться над её полноценным преемником — Sega Saturn.
Так рассогласованность действий японского центра и американского подразделения поставили крест на 32X. Не спасли консоль ни порт Doom, ни лучшая адаптация Mortal Kombat II, ни Virtua Fighter, ни Knuckles’ Chaotix. Производство аддона спешно свернули в течение полугода после запуска. Но в отличие от Sega CD железо 32X, пройдя «консольное чистилище», в 1996 году обрело новую жизнь, на этот раз в графическом планшете Picture magic. Что, согласитесь, вполне достойно для столь неоднозначного базового устройства.
В том же году приказал долго жить Jaguar, оказавшийся крупным блефом Atari. Ягуару не помогли остаться на плаву ни лучший порт Doom, ни Alien vs predator, ни денежные вливания Sega после затянувшихся судебных тяжб, ни Jag-CD, ни обещанная виртуальная реальность. Ничего! Доверие игроков было подорвано навсегда и реабилитации не подлежало. Что интересно, новое воплощение закинуло Atari Jaguar в стоматологию, где из него сделали медицинский кит, преобразив оригинал до абсолютного совершенства. По сути, мир получил именно такой Ягуар, который и заслужил.
Вместе с Atari Jaguar река забвения поглотила и первую консоль от The 3DO company. Главным образом, запредельная цена и слабая поддержка сторонних разработчиков предопределили бесславный конец первой полноценной консоли 5-го поколения. Глава компании Трип Хокинс, осознав свои промахи и реальную силу конкурентов, в 1994 году озаботился созданием второго, 64-битного поколения машин 3DO. 3DO II, далее просто М2, мыслилась как аддон-расширение к базовой машине, но на стадии проектирования обрела очертания полноценной консоли.
После года хайпа и активного блефа спецификации М2 успешно были проданы Matsushita. К сожалению, японский гигант не проанализировал корреляцию между успешным стартом PlayStation и покупкой Sony студии Psygnosis. А ведь, имея в собственности, скажем, Studio 3DO и даже Electronic Arts, запустить М2 было бы проще простого. Провозившись до середины 1997 года, Matsushita свернула проект, навсегда выбыв из консольных войн. Итогом политики неопределённости стало использование железа М2 в автоматических банкоматах, кофейных аппаратах и подобных, безнадёжно далёких от игропрома устройствах. Бесславно запертое железо использовалось по предназначению лишь в аркадных кабинетах Polystars от Konami, но из-за проблем с носителем игровых данных кабинеты так и не снискали популярности.
В противовес аутсайдерам 5-го поколения лидерная Sony PlayStation чувствовала себя уверенно не только в игровом амплуа, но и на музыкальном поприще. Ведь ранние ревизии консоли, например, SCPH-1002 с чипом akm4309avm, прозванные «аудиофильскими», успешно конкурировали с hi-end CD-плеерами в категории до $1000. Позднее Sony повторит подобное с PlayStation 2, чей DVD-проигрыватель станет самым бюджетным в истории, и с PlayStation 3 с её Blue-ray ROM'ом. Но эти примеры, скорее, прижизненное двойное назначение, чем не игровая инкарнация.
P.S. Кстати, аудиофильским в некоторой степени оказалось и железо Sega Genesis, чьи звуковые возможности активно использует при создании своих синтезаторов Kasser synths.
Ди-джей Remute пошёл ещё дальше. Записав свой альбом «Technoptimistic» в реальном времени на всё том же железе Genesis, он выпустил его на оригинальном картридже. Так что, если вы хотите послушать, на что ещё способна 16-битная старушка Сега, то этот альбом будет весьма к месту.
Но «вишенкой на торте» для вас будет то, что Remute анонсировал свой новый альбом «The cult of Remute» в виде издания на носителе для Super Nintendo (!). Первый в своём роде альбом-уважение отцу звукового чипа SPC700 Кену Кутараги выйдет совсем скоро, 29 марта 2020. Так что не пропустите!
Послесловие
Что интересно, философия домашних консолей предполагала именно игровую экзистенцию без лишнего крена в интерактивность. И когда на практике после окончания поддержки некоторые из них обретали не только второе дыхание, но и новые смыслы, начинаешь воспринимать подобное лишь с восхищением и большим интересом…
Освоение передовых технологий вкупе с агрессивным маркетингом и чувством времени превозносили одних производителей и сокрушали других. Так попеременное лидерство Sega и Nintendo в четвёртом поколении к началу 90-х годов перестало быть стабильным и прогнозируемым. Отныне в «царя горы» хотели потягаться Philips (с CD-I), Atari (с Jaguar) и только-только основанная The 3DO company (c 3DO Interactive multiplayer). Но время расставило всё по местам: и ценой мимолётного (подчас даже мнимого) успеха, в итоге, стало закономерное забвение…
Так или иначе, отжившие свой век консоли осели не только в стоковых барахолках и гаражах, но и на полках коллекционеров и геймеров. И тем отраднее для высшей консольной справедливости, что некоторым системам удалось продолжить своё посмертное существование, правда, в несколько ином амплуа. Кому-то было позволено искупить свой прижизненный провал, а кому-то, напротив, укрепить ранее завоёванные позиции.
Но обо всём по порядку.
Первой из гонки поколения выбыла полусамостоятельная консоль Sega Genesis 32X. 32-битный аддон на картриджах был мягкой подготовкой владельцев Sega Genesis к нарождающейся эре 3D игр, полигональной графике и абсолютно новому игровому опыту. Но цена в $159 и многочисленные анонсы грядущей Sega Saturn подкосили будущее устройства прямо на старте продаж (в ноябре 1994 года). Сторонние разработчики игр не видели в 32X того потенциала, о котором постоянно увещевал Том Калинске (президент Sega of America), поэтому предпочитали работать с хорошо знакомой Genesis или вовсе сосредоточиться над её полноценным преемником — Sega Saturn.
Так рассогласованность действий японского центра и американского подразделения поставили крест на 32X. Не спасли консоль ни порт Doom, ни лучшая адаптация Mortal Kombat II, ни Virtua Fighter, ни Knuckles’ Chaotix. Производство аддона спешно свернули в течение полугода после запуска. Но в отличие от Sega CD железо 32X, пройдя «консольное чистилище», в 1996 году обрело новую жизнь, на этот раз в графическом планшете Picture magic. Что, согласитесь, вполне достойно для столь неоднозначного базового устройства.
В том же году приказал долго жить Jaguar, оказавшийся крупным блефом Atari. Ягуару не помогли остаться на плаву ни лучший порт Doom, ни Alien vs predator, ни денежные вливания Sega после затянувшихся судебных тяжб, ни Jag-CD, ни обещанная виртуальная реальность. Ничего! Доверие игроков было подорвано навсегда и реабилитации не подлежало. Что интересно, новое воплощение закинуло Atari Jaguar в стоматологию, где из него сделали медицинский кит, преобразив оригинал до абсолютного совершенства. По сути, мир получил именно такой Ягуар, который и заслужил.
Вместе с Atari Jaguar река забвения поглотила и первую консоль от The 3DO company. Главным образом, запредельная цена и слабая поддержка сторонних разработчиков предопределили бесславный конец первой полноценной консоли 5-го поколения. Глава компании Трип Хокинс, осознав свои промахи и реальную силу конкурентов, в 1994 году озаботился созданием второго, 64-битного поколения машин 3DO. 3DO II, далее просто М2, мыслилась как аддон-расширение к базовой машине, но на стадии проектирования обрела очертания полноценной консоли.
После года хайпа и активного блефа спецификации М2 успешно были проданы Matsushita. К сожалению, японский гигант не проанализировал корреляцию между успешным стартом PlayStation и покупкой Sony студии Psygnosis. А ведь, имея в собственности, скажем, Studio 3DO и даже Electronic Arts, запустить М2 было бы проще простого. Провозившись до середины 1997 года, Matsushita свернула проект, навсегда выбыв из консольных войн. Итогом политики неопределённости стало использование железа М2 в автоматических банкоматах, кофейных аппаратах и подобных, безнадёжно далёких от игропрома устройствах. Бесславно запертое железо использовалось по предназначению лишь в аркадных кабинетах Polystars от Konami, но из-за проблем с носителем игровых данных кабинеты так и не снискали популярности.
В противовес аутсайдерам 5-го поколения лидерная Sony PlayStation чувствовала себя уверенно не только в игровом амплуа, но и на музыкальном поприще. Ведь ранние ревизии консоли, например, SCPH-1002 с чипом akm4309avm, прозванные «аудиофильскими», успешно конкурировали с hi-end CD-плеерами в категории до $1000. Позднее Sony повторит подобное с PlayStation 2, чей DVD-проигрыватель станет самым бюджетным в истории, и с PlayStation 3 с её Blue-ray ROM'ом. Но эти примеры, скорее, прижизненное двойное назначение, чем не игровая инкарнация.
P.S. Кстати, аудиофильским в некоторой степени оказалось и железо Sega Genesis, чьи звуковые возможности активно использует при создании своих синтезаторов Kasser synths.
Ди-джей Remute пошёл ещё дальше. Записав свой альбом «Technoptimistic» в реальном времени на всё том же железе Genesis, он выпустил его на оригинальном картридже. Так что, если вы хотите послушать, на что ещё способна 16-битная старушка Сега, то этот альбом будет весьма к месту.
Но «вишенкой на торте» для вас будет то, что Remute анонсировал свой новый альбом «The cult of Remute» в виде издания на носителе для Super Nintendo (!). Первый в своём роде альбом-уважение отцу звукового чипа SPC700 Кену Кутараги выйдет совсем скоро, 29 марта 2020. Так что не пропустите!
Послесловие
Что интересно, философия домашних консолей предполагала именно игровую экзистенцию без лишнего крена в интерактивность. И когда на практике после окончания поддержки некоторые из них обретали не только второе дыхание, но и новые смыслы, начинаешь воспринимать подобное лишь с восхищением и большим интересом…