Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В сентябре 2023 года компания Mediascope BrandPulse провела исследование, согласно которому зарубежные музыкальные стриминговые сервисы остались в ТОП-5 самых популярных среди россиян. Несмотря на уход из страны, проблемы с оплатой премиум-подписок и другие ограничения. Так, YouTube Music пользуются 37% слушателей, а Apple Music — 12%. Они обходят некоторые отечественные сервисы — «Звук» (11%) и «МТС Музыку» (11%). Получается, россияне продолжают обходными путями запускать зарубежные стриминги.
Надо заметить, что Россия — уникальный регион. В большинстве стран мира выбирают общемировые сервисы вроде Spotify, YouTube Music, Apple Music и т. д. У нас же существуют сразу несколько локальных стримингов с достаточно большой аудиторией. Та же «Яндекс Музыка» в 2021 году занимала 2% рынка наравне с Deezer — 8 место в мировом топе. Но в 2022-ом все поменялось. Сегодня мы поговорим об отечественных музыкальных сервисах, их будущем и решениях, которые приняли рядовые россияне.
Что поменял 2022-ой
Стриминговые сервисы по-разному отреагировали на изменения 2022 года. Все зарубежные компании сегодня можно поделить на три категории:
Официально ушли с российского рынка. Так поступили Spotify и Deezer. Воспользоваться ими без VPN с территории России нельзя.
Перестали принимать российские карты. YouTube, Google Play и Apple Music не заблокированы, но оплатить их услуги теперь непросто. И если Apple Music, например, разрешает пополнять счет через некоторых мобильных операторов (работает не у всех), то у Google и YouTube такой возможности нет.
Заблокированы самим Роскомнадзором. Эту группу единолично возглавляет немецкий SoundCloud, заблокированный с октября 2022 года. Роскомнадзор пояснил, что причиной стала «недостоверная информация о специальной военной операции на Украине».
В 2020 году компания «Анкетолог» проводила масштабный опрос. Цель — выяснить, какими музыкальными стриминговыми сервисами пользуются россияне. Картина была следующей (в опросе можно было выбирать несколько вариантов):
Во втором квартале 2023 года в рамках проекта BrandPuls было проведено аналогичное исследование. Его итоги ниже:
Отметим, что исследователями не учитывались такие стриминги, как Spotify и Deezer.
Напрашиваются следующие выводы:
Лидеры за три года не поменялись. Более того, музыкальные сервисы «Яндекса» и «ВКонтакте» нарастили свое влияние. И, несмотря на проблемы с оплатой, «бронзу» прочно занимает американский YouTube Music.
Россияне продолжают пользоваться зарубежными стримингами. Не помогает даже запрет от Роскомнадзора.
Реальная доля иностранных сервисов может быть выше. Если учесть, что Spotify и Deezer по прежнему на слуху в России.
Тем не менее перекос в сторону отечественных решений легко проглядывается: так было три года назад, и в 2023-ем ничего не поменялось. Кстати, последнее исследование «Анкетолога» говорит о том, что самым удобным и разнообразным в плане музыки российским сервисом является «Звук» от «Сбера», который опередил в голосовании всех основных конкурентов.
Почему россияне продолжают пользоваться иностранными продуктами? Аналитики выделяют три основные причины:
Удобство.
Грамотно работающие рекомендательные алгоритмы.
Наличие новых релизов.
И если первые две зависят от действий самой IT-компании, то с широтой репертуара возникают проблемы: иностранные исполнители (и некоторые российские) перестали выпускать свои альбомы в РФ. Защита авторских прав ограничивается стриминги. Чтобы увидеть проблему лично, достаточно взглянуть на дискографию любой иностранной группы в России и за рубежом:
Какой выбор сделали россияне
По оценкам экспертов, в 2022 году объем рынка музыкальных стримингов в России составил ориентировочно 20 млрд рублей. Предполагается, что эта цифра будет увеличиваться на 20% в год, так как этому способствует распространение мирового тренда — потребление музыки именно через стриминги. Но для РФ 2022 год стал уникальным.
Опросы показывают, что 42% россиян сожалеют об ограничениях, введенных зарубежными сервисами. При этом около 60% опрошенных не испытали никаких проблем с переходом на отечественные решения. А слушают музыку практически все: 96% жителей как минимум один раз в неделю. Попробуем разобраться, какой выход нашли пользователи в сложившихся условиях.
1. Переход на отечественные сервисы
В феврале 2023 года стало известно, что российская аудитория стриминга Spotify снизилась на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Похожая ситуация случилась и с Apple Music — минус 43%. Отечественные сервисы, напротив, увеличили влияние: по данным операторов «Мегафон» и «МТС», некоторые российские стриминги — до 286%.
Интересно то, что около 60% россиян пользуются бесплатными версиями, несмотря на наличие неудобств — встроенной рекламы, ограниченного репертуара, сокращенного времени прослушивания, отсутствия оффлайн-режима и т. д. Платную подписку приобрели только 10% респондентов.
Вывод: россияне заменили Spotify и Apple Music на «Звук» и «Яндекс Музыку», но оформлять платный тариф не спешат — многим хватает и бесплатного.
2. Выпуск зарубежной карты
Чтобы пользоваться зарубежным стримингом в полной мере, включить VPN недостаточно — для оплаты требуется зарубежная карта. Именно поэтому у соседей России фиксировались рекордные показатели по выпуску банковских карт в 2022 году по сравнению с 2021-м:
Таджикистан (+45,4%);
Киргизия (+37,3%);
Узбекистан (+26%);
Армения (+18,6%);
Беларусь (+14,9%);
Казахстан (+8,3%);
Грузия (+4,6%).
Россияне продолжают оплачивать зарубежные сервисы новыми способами. Самыми популярными платными подписками в музыкальной сфере являются:
Apple — 11%;
YouTube — 6%;
Spotify — 4%;
Google Play — 2%;
Deezer — 1%.
Вывод: помимо VPN, россияне взяли на вооружение иностранные платежные системы и продолжают пользоваться платным контентом популярных стримингов.
3. Пиратство
Большинство россиян пользуются легальными сервисами — более 80%. Просто потому, что это гораздо удобнее. После ухода зарубежных игроков пиратство предпочли только 14% слушателей, исключительно пиратский контент скачивают 10%. Для сравнения, до февраля 2022 года пиратство практиковали 6,2% россиян.
Вывод: доля пиратского контента выросла, но пока не настолько значительно, чтобы учитывать ее в общей статистике (подавляющее большинство жителей РФ предпочитают легальные сервисы).
Заключение
«Яндекс» прогнозирует рост рынка музыкального стриминга на 10–15% к концу 2023 года. Но нельзя забывать о прошлогоднем падении на 30-50%: таким образом, в нынешнем году полностью компенсировать потери не удастся. Также гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов считает, что вместе с легальным рынком новый толчок получит и пиратство. Эксперт отмечает, что «в Play Market и AppStore присутствуют сервисы, в которых можно найти альбомы зарубежных исполнителей, недоступные на легальных стримингах».
Рынок продолжит развиваться еще и за счет новых технологий. Например, недавно сервис «Звук» позволил бесшовно переключаться между музыкой на смартфоне и умных колонках. Отечественные разработчики регулярно радуют обновлениями в области искусственного интеллекта, рекомендаций и функционала. Но уход с российского рынка мейджор-лейблов вроде Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group оставляет без решения главную проблему — ограниченность репертуара. Поэтому меломаны, предпочитающие легальный музыкальный контент от зарубежных исполнителей, будут вынуждены пользоваться иностранными приложениями.