Жизнь после Spotify: какими музыкальными сервисами пользуются россияне

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

В сентябре 2023 года компания Mediascope BrandPulse провела исследование, согласно которому зарубежные музыкальные стриминговые сервисы остались в ТОП-5 самых популярных среди россиян. Несмотря на уход из страны, проблемы с оплатой премиум-подписок и другие ограничения. Так, YouTube Music пользуются 37% слушателей, а Apple Music — 12%. Они обходят некоторые отечественные сервисы — «Звук» (11%) и «МТС Музыку» (11%). Получается, россияне продолжают обходными путями запускать зарубежные стриминги.

Надо заметить, что Россия — уникальный регион. В большинстве стран мира выбирают общемировые сервисы вроде Spotify, YouTube Music, Apple Music и т. д. У нас же существуют сразу несколько локальных стримингов с достаточно большой аудиторией. Та же «Яндекс Музыка» в 2021 году занимала 2% рынка наравне с Deezer — 8 место в мировом топе. Но в 2022-ом все поменялось. Сегодня мы поговорим об отечественных музыкальных сервисах, их будущем и решениях, которые приняли рядовые россияне.

Что поменял 2022-ой

Стриминговые сервисы по-разному отреагировали на изменения 2022 года. Все зарубежные компании сегодня можно поделить на три категории:

  1. Официально ушли с российского рынка. Так поступили Spotify и Deezer. Воспользоваться ими без VPN с территории России нельзя.

  2. Перестали принимать российские карты. YouTube, Google Play и Apple Music не заблокированы, но оплатить их услуги теперь непросто. И если Apple Music, например, разрешает пополнять счет через некоторых мобильных операторов (работает не у всех), то у Google и YouTube такой возможности нет. 

  3. Заблокированы самим Роскомнадзором. Эту группу единолично возглавляет немецкий SoundCloud, заблокированный с октября 2022 года. Роскомнадзор пояснил, что причиной стала «недостоверная информация о специальной военной операции на Украине».

В 2020 году компания «Анкетолог» проводила масштабный опрос. Цель — выяснить, какими музыкальными стриминговыми сервисами пользуются россияне. Картина была следующей (в опросе можно было выбирать несколько вариантов):

Рис 1. Самые популярные стриминговые сервисы в России 2020 (Источник: Анкетолог).
Рис 1. Самые популярные стриминговые сервисы в России 2020 (Источник: Анкетолог).

Во втором квартале 2023 года в рамках проекта BrandPuls было проведено аналогичное исследование. Его итоги ниже:

Рис 2. Самые популярные стриминговые сервисы в России 2023 (Источник: РБК).
Рис 2. Самые популярные стриминговые сервисы в России 2023 (Источник: РБК).

Отметим, что исследователями не учитывались такие стриминги, как Spotify и Deezer. 

Напрашиваются следующие выводы:

  1. Лидеры за три года не поменялись. Более того, музыкальные сервисы «Яндекса» и «ВКонтакте» нарастили свое влияние. И, несмотря на проблемы с оплатой, «бронзу» прочно занимает американский YouTube Music. 

  2. Россияне продолжают пользоваться зарубежными стримингами. Не помогает даже запрет от Роскомнадзора.

  3. Реальная доля иностранных сервисов может быть выше. Если учесть, что Spotify и Deezer по прежнему на слуху в России.

Тем не менее перекос в сторону отечественных решений легко проглядывается: так было три года назад, и в 2023-ем ничего не поменялось. Кстати, последнее исследование «Анкетолога» говорит о том, что самым удобным и разнообразным в плане музыки российским сервисом является «Звук» от «Сбера», который опередил в голосовании всех основных конкурентов.

Почему россияне продолжают пользоваться иностранными продуктами? Аналитики выделяют три основные причины:

  1. Удобство.

  2. Грамотно работающие рекомендательные алгоритмы.

  3. Наличие новых релизов.

И если первые две зависят от действий самой IT-компании, то с широтой репертуара возникают проблемы: иностранные исполнители (и некоторые российские) перестали выпускать свои альбомы в РФ. Защита авторских прав ограничивается стриминги. Чтобы увидеть проблему лично, достаточно взглянуть на дискографию любой иностранной группы в России и за рубежом:

Рис 3. Сравнение дискографии группы Imagine Dragons в «Яндекс Музыке» и Spotify соответственно.
Рис 3. Сравнение дискографии группы Imagine Dragons в «Яндекс Музыке» и Spotify соответственно.

Какой выбор сделали россияне

По оценкам экспертов, в 2022 году объем рынка музыкальных стримингов в России составил ориентировочно 20 млрд рублей. Предполагается, что эта цифра будет увеличиваться на 20% в год, так как этому способствует распространение мирового тренда — потребление музыки именно через стриминги. Но для РФ 2022 год стал уникальным. 

Опросы показывают, что 42% россиян сожалеют об ограничениях, введенных зарубежными сервисами. При этом около 60% опрошенных не испытали никаких проблем с переходом на отечественные решения. А слушают музыку практически все: 96% жителей как минимум один раз в неделю. Попробуем разобраться, какой выход нашли пользователи в сложившихся условиях.

1. Переход на отечественные сервисы

В феврале 2023 года стало известно, что российская аудитория стриминга Spotify снизилась на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Похожая ситуация случилась и с Apple Music — минус 43%. Отечественные сервисы, напротив, увеличили влияние: по данным операторов «Мегафон» и «МТС», некоторые российские стриминги — до 286%.

Интересно то, что около 60% россиян пользуются бесплатными версиями, несмотря на наличие неудобств — встроенной рекламы, ограниченного репертуара, сокращенного времени прослушивания, отсутствия оффлайн-режима и т. д. Платную подписку приобрели только 10% респондентов.

Вывод: россияне заменили Spotify и Apple Music на «Звук» и «Яндекс Музыку», но оформлять платный тариф не спешат — многим хватает и бесплатного.

2. Выпуск зарубежной карты

Чтобы пользоваться зарубежным стримингом в полной мере, включить VPN недостаточно — для оплаты требуется зарубежная карта. Именно поэтому у соседей России фиксировались рекордные показатели по выпуску банковских карт в 2022 году по сравнению с 2021-м:

  • Таджикистан (+45,4%);

  • Киргизия (+37,3%);

  • Узбекистан (+26%);

  • Армения (+18,6%);

  • Беларусь (+14,9%);

  • Казахстан (+8,3%);

  • Грузия (+4,6%). 

Россияне продолжают оплачивать зарубежные сервисы новыми способами. Самыми популярными платными подписками в музыкальной сфере являются:

  • Apple — 11%;

  • YouTube — 6%;

  • Spotify — 4%;

  • Google Play — 2%;

  • Deezer — 1%.

Вывод: помимо VPN, россияне взяли на вооружение иностранные платежные системы и продолжают пользоваться платным контентом популярных стримингов. 

3. Пиратство

Большинство россиян пользуются легальными сервисами — более 80%. Просто потому, что это гораздо удобнее. После ухода зарубежных игроков пиратство предпочли только 14% слушателей, исключительно пиратский контент скачивают 10%. Для сравнения, до февраля 2022 года пиратство практиковали 6,2% россиян. 

Вывод: доля пиратского контента выросла, но пока не настолько значительно, чтобы учитывать ее в общей статистике (подавляющее большинство жителей РФ предпочитают легальные сервисы).   

Заключение

«Яндекс» прогнозирует рост рынка музыкального стриминга на 10–15% к концу 2023 года. Но нельзя забывать о прошлогоднем падении на 30-50%: таким образом, в нынешнем году полностью компенсировать потери не удастся. Также гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов считает, что вместе с легальным рынком новый толчок получит и пиратство. Эксперт отмечает, что «в Play Market и AppStore присутствуют сервисы, в которых можно найти альбомы зарубежных исполнителей, недоступные на легальных стримингах».

Рынок продолжит развиваться еще и за счет новых технологий. Например, недавно сервис «Звук» позволил бесшовно переключаться между музыкой на смартфоне и умных колонках. Отечественные разработчики регулярно радуют обновлениями в области искусственного интеллекта, рекомендаций и функционала. Но уход с российского рынка мейджор-лейблов вроде Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group оставляет без решения главную проблему — ограниченность репертуара. Поэтому меломаны, предпочитающие легальный музыкальный контент от зарубежных исполнителей, будут вынуждены пользоваться иностранными приложениями.

Источник: https://habr.com/ru/companies/sberbank/articles/771202/


Интересные статьи

Интересные статьи

Я написал Книгу нормального фрилансера. В ней поделился опытом работы проектировщиком (UX-дизайнером) с 2006 года по сегодняшний день. На момент написания этой статьи с книгой познакомилось не меньше ...
Привет, Хабр! Меня зовут Анатолий Орлов, и я технический директор AliExpress Россия. Сервис доступен русскоязычным пользователям уже 11 лет, при этом офис компании в Москве открылся т...
Когда человек проходит собеседование или выполняет тестовое задание, компания даёт ему обратную связь: «вы красавчик, вот оффер / извините, вы нам не подходите». В случае...
Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него. Читать дальше →
Если вы пользуетесь Linux с ранних дней появления этой ОС (или если, вроде меня, начинали с Unix), то вам не надо очень быстро и в больших количествах изучать то новое, что появляется в с...