Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Архитектура предприятия (EA) как система планирования имеет свое предназначение и обладает определенными преимуществами, однако часто она не соответствует реальным ожиданиям ИТ. Традиционный подход EA определяет архитектуру будущего состояния, которое может существовать на протяжении некоторого времени, но недолго. В большинстве случаев корпоративный архитектор начинает с существующей архитектуры и вносит в нее улучшения. Такие улучшения необходимы постоянно, так как сложные системы, которыми руководствуется EA, подвержены постоянным изменениям. На практике архитектор предприятия занимается либо стратегическим планированием (включая бизнес-моделирование), либо архитектурой, ориентированной на решения. Большая часть рутинной работы архитекторов предприятий, по сути, связана с разработкой архитектуры приложений или технической архитектуры. Поэтому то, что действительно важно в мире ИТ, - это архитектура прикладных решений (ESA), которая объединяет EA с архитектурой решений (SA) и обеспечивает целостное, но прагматичное моделирование информационных систем предприятия, а также инкрементный и итерационный подход для обеспечения гибкости.
Agile Enterprise Solution Architecture (Agile архитектура прикладных решений) в основном охватывает пять областей: 1) возможности предприятия (организационные аспекты стратегического планирования, бизнес-контекст и актуальность в масштабах предприятия), 2) потребности/сценарии вариантов использования (бизнес-процесс и функциональность, необходимые для ИТ-систем предприятия), 3) обзор архитектуры (включая поддающиеся анализу бизнес-измерения, архитектурные модели и архитектурные метрики, такие как принцип, риск, архитектурное решение и т.д.), 4) функциональные услуги ИТ (взаимосвязь/взаимодействие, гранулярность и т.д.) и 5) инфраструктура ИТ (функциональный аспект).
В рамках этой архитектуры все высокоуровневые утверждения (бизнес-инициатива, процесс и т.п.) должны быть четко маппированы в элементы ESA, прежде чем они смогут стать частью архитектуры. Важно отметить, что ИТ-служба служит связующим звеном между планом предприятия и архитектурой решений. Она сосредоточена на различных уровнях взаимодействия сервисов, предложении услуг и системе обслуживания. На функциональном уровне, например, ИТ-сервисы можно разделить на следующие службы: взаимодействия, логики приложений, данных и технические.
Agile ESA помогает прояснить вопросы уровня предприятия и основные проблемы ключевых заинтересованных сторон (или архитектурно значимые проблемы) путем формирования критических блоков архитектурного мышления, особенно тех, которые находятся между стратегиями и возможностями предприятия, бизнес-областями и приложениями, а также приложениями и технологиями. Для этой цели она:
Отображает входные данные от всех заинтересованных сторон, включая неявные требования или цели
Использует ключевые архитектурные метрики для принятия реалистичных архитектурных решений
Применяет методы абстракции услуг, интерфейса и реализации сервиса.
Включает процесс анализа для обеспечения надежности и управления архитектурным моделированием
Поддерживает достаточную и значимую архитектуру потоков ценности
Прививает Т-образную ИТ-экспертизу с помощью структуры моделирования для балансировки возможностей предприятия и моделирования ИТ-услуг на нужном уровне абстракции и корреляции между различными архитектурными аспектами (бизнес и ИТ, прикладные и технические, функциональные и операционные, логические и физические).
Как основа моделирования, Agile Enterprise Solution Architecture направлена на достижение следующих целей:
Упрощение: Устранение ненужных сложностей в традиционной архитектуре предприятия и упрощение различных архитектур до базовой модели для легкого изучения и более широкого внедрения.
Панорамность: Использование целостного подхода для анализа ключевых архитектурных элементов (бизнес, технических и других) и создание легко применимой и прагматичной архитектуры предприятия.
Ориентированность на ИТ-услуги: Акцентирование на возможностях предприятия и ИТ-услугах (основных элементах), установление правильного баланса между строгими определениями архитектуры предприятия и детализацией архитектуры решений, что в итоге приводит к созданию архитектуры ИТ-услуг (а не традиционной дорожной карты развития, бизнес-структуры, продукта или компонента).
Адаптируемость: Применение к различным архитектурным стилям (архитектура предприятия или архитектура решений, эмерджентная или преднамеренная, облачная или монолитная, программная или системная, коммерческая или прикладная) для готовности к кастомизации и расширению, а также архитектура для изменений с учетом роста предприятия.
Перевод статьи подготовлен в преддверии старта курса Enterprise Architect.
Узнать подробнее о курсе