Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В преддверии старта курса «Алгоритмы для разработчиков» подготовили очередной перевод интересной статьи.
Задача: Дан граф и начальная вершина src в графе, необходимо найти кратчайшие пути от src до всех вершин в данном графе. В графе могут присутствовать ребра с отрицательными весами.
Мы уже обсуждали алгоритм Дейкстры в качестве способа решения этой задачи. Алгоритм Дейкстры является жадным алгоритмом, а его сложность равна O(VLogV) (с использованием кучи Фибоначчи). Однако Дейкстра не работает для графов с отрицательными весами ребер, тогда как Беллман-Форд — вполне. Алгоритм Беллмана-Форда даже проще, чем алгоритм Дейкстры, и хорошо подходит для распределенных систем. В то же время сложность его равна O(VE), что больше, чем показатель для алгоритма Дейкстры.
Рекомендация: Прежде, чем двигаться к просмотру решения, попробуйте попрактиковаться самостоятельно.
Ниже приведены подробно расписанные шаги.
Входные данные: Граф и начальная вершина
Выходные данные: Кратчайшее расстояние до всех вершин от src. Если попадается цикл отрицательного веса, то самые короткие расстояния не вычисляются, выводится сообщение о наличии такого цикла.
Идея шага 3 заключается в том, что шаг 2 гарантирует кратчайшее расстояние, если граф не содержит цикла отрицательного веса. Если мы снова переберем все ребра и получим более короткий путь для любой из вершин, это будет сигналом присутствия цикла отрицательного веса.
Как это работает? Как и в других задачах динамического программирования, алгоритм вычисляет кратчайшие пути снизу вверх. Сначала он вычисляет самые короткие расстояния, то есть пути длиной не более, чем в одно ребро. Затем он вычисляет кратчайшие пути длиной не более двух ребер и так далее. После i-й итерации внешнего цикла вычисляются кратчайшие пути длиной не более i ребер. В любом простом пути может быть максимум |V|-1 ребер, поэтому внешний цикл выполняется именно |V|-1 раз. Идея заключается в том, что если мы вычислили кратчайший путь с не более чем i ребрами, то итерация по всем ребрам гарантирует получение кратчайшего пути с не более чем i + 1 ребрами (доказательство довольно простое, вы можете сослаться на эту лекцию или видеолекцию от MIT)
Давайте разберемся в алгоритме на следующем примере графа. Изображения взяты отсюда.
Пусть начальная вершина равна 0. Примите все расстояния за бесконечные, кроме расстояния до самой
Пусть ребра отрабатываются в следующем порядке: (B, E), (D, B), (B, D), (A, B), (A, C), (D, C), (B, C), (E, D). Мы получаем следующие расстояния, когда проход по ребрам был совершен первый раз. Первая строка показывает начальные расстояния, вторая строка показывает расстояния, когда ребра (B, E), (D, B), (B, D) и (A, B) обрабатываются. Третья строка показывает расстояние при обработке (A, C). Четвертая строка показывает, что происходит, когда обрабатываются (D, C), (B, C) и (E, D).
Первая итерация гарантирует, что все самые короткие пути будут не длиннее пути в 1 ребро. Мы получаем следующие расстояния, когда будет совершен второй проход по всем ребрам (в последней строке показаны конечные значения).
Вторая итерация гарантирует, что все кратчайшие пути будут иметь длину не более 2 ребер. Алгоритм проходит по всем ребрам еще 2 раза. Расстояния минимизируются после второй итерации, поэтому третья и четвертая итерации не обновляют значения расстояний.
Реализация:
Выходные значения:
Примечания:
Упражнения:
Простая реализация алгоритма Беллмана-Форда
Источники:
www.youtube.com/watch?v=Ttezuzs39nk
en.wikipedia.org/wiki/Bellman%E2%80%93Ford_algorithm
www.cs.arizona.edu/classes/cs445/spring07/ShortestPath2.prn.pdf
Задача: Дан граф и начальная вершина src в графе, необходимо найти кратчайшие пути от src до всех вершин в данном графе. В графе могут присутствовать ребра с отрицательными весами.
Мы уже обсуждали алгоритм Дейкстры в качестве способа решения этой задачи. Алгоритм Дейкстры является жадным алгоритмом, а его сложность равна O(VLogV) (с использованием кучи Фибоначчи). Однако Дейкстра не работает для графов с отрицательными весами ребер, тогда как Беллман-Форд — вполне. Алгоритм Беллмана-Форда даже проще, чем алгоритм Дейкстры, и хорошо подходит для распределенных систем. В то же время сложность его равна O(VE), что больше, чем показатель для алгоритма Дейкстры.
Рекомендация: Прежде, чем двигаться к просмотру решения, попробуйте попрактиковаться самостоятельно.
Алгоритм
Ниже приведены подробно расписанные шаги.
Входные данные: Граф и начальная вершина
src
.Выходные данные: Кратчайшее расстояние до всех вершин от src. Если попадается цикл отрицательного веса, то самые короткие расстояния не вычисляются, выводится сообщение о наличии такого цикла.
- На этом шаге инициализируются расстояния от исходной вершины до всех остальных вершин, как бесконечные, а расстояние до самого src принимается равным 0. Создается массив
dist[]
размера|V|
со всеми значениями равными бесконечности, за исключением элементаdist[src]
, гдеsrc
— исходная вершина. - Вторым шагом вычисляются самые короткие расстояния. Следующие шаги нужно выполнять
|V|
-1 раз, где|V|
— число вершин в данном графе.
- Произведите следующее действие для каждого ребра u-v:
Еслиdist[v] > dist[u] + вес ребра uv
, то обновитеdist[v]
dist [v] = dist [u] + вес ребра uv
- Произведите следующее действие для каждого ребра u-v:
- На этом шаге сообщается, присутствует ли в графе цикл отрицательного веса. Для каждого ребра u-v необходимо выполнить следующее:
- Если
dist[v] > dist[u] + вес ребра uv
, то в графе присутствует цикл отрицательного веса.
- Если
Идея шага 3 заключается в том, что шаг 2 гарантирует кратчайшее расстояние, если граф не содержит цикла отрицательного веса. Если мы снова переберем все ребра и получим более короткий путь для любой из вершин, это будет сигналом присутствия цикла отрицательного веса.
Как это работает? Как и в других задачах динамического программирования, алгоритм вычисляет кратчайшие пути снизу вверх. Сначала он вычисляет самые короткие расстояния, то есть пути длиной не более, чем в одно ребро. Затем он вычисляет кратчайшие пути длиной не более двух ребер и так далее. После i-й итерации внешнего цикла вычисляются кратчайшие пути длиной не более i ребер. В любом простом пути может быть максимум |V|-1 ребер, поэтому внешний цикл выполняется именно |V|-1 раз. Идея заключается в том, что если мы вычислили кратчайший путь с не более чем i ребрами, то итерация по всем ребрам гарантирует получение кратчайшего пути с не более чем i + 1 ребрами (доказательство довольно простое, вы можете сослаться на эту лекцию или видеолекцию от MIT)
Пример
Давайте разберемся в алгоритме на следующем примере графа. Изображения взяты отсюда.
Пусть начальная вершина равна 0. Примите все расстояния за бесконечные, кроме расстояния до самой
src
. Общее число вершин в графе равно 5, поэтому все ребра нужно пройти 4 раза. Пусть ребра отрабатываются в следующем порядке: (B, E), (D, B), (B, D), (A, B), (A, C), (D, C), (B, C), (E, D). Мы получаем следующие расстояния, когда проход по ребрам был совершен первый раз. Первая строка показывает начальные расстояния, вторая строка показывает расстояния, когда ребра (B, E), (D, B), (B, D) и (A, B) обрабатываются. Третья строка показывает расстояние при обработке (A, C). Четвертая строка показывает, что происходит, когда обрабатываются (D, C), (B, C) и (E, D).
Первая итерация гарантирует, что все самые короткие пути будут не длиннее пути в 1 ребро. Мы получаем следующие расстояния, когда будет совершен второй проход по всем ребрам (в последней строке показаны конечные значения).
Вторая итерация гарантирует, что все кратчайшие пути будут иметь длину не более 2 ребер. Алгоритм проходит по всем ребрам еще 2 раза. Расстояния минимизируются после второй итерации, поэтому третья и четвертая итерации не обновляют значения расстояний.
Реализация:
# Python program for Bellman-Ford's single source
# shortest path algorithm.
from collections import defaultdict
# Class to represent a graph
class Graph:
def __init__(self, vertices):
self.V = vertices # No. of vertices
self.graph = [] # default dictionary to store graph
# function to add an edge to graph
def addEdge(self, u, v, w):
self.graph.append([u, v, w])
# utility function used to print the solution
def printArr(self, dist):
print("Vertex Distance from Source")
for i in range(self.V):
print("% d \t\t % d" % (i, dist[i]))
# The main function that finds shortest distances from src to
# all other vertices using Bellman-Ford algorithm. The function
# also detects negative weight cycle
def BellmanFord(self, src):
# Step 1: Initialize distances from src to all other vertices
# as INFINITE
dist = [float("Inf")] * self.V
dist[src] = 0
# Step 2: Relax all edges |V| - 1 times. A simple shortest
# path from src to any other vertex can have at-most |V| - 1
# edges
for i in range(self.V - 1):
# Update dist value and parent index of the adjacent vertices of
# the picked vertex. Consider only those vertices which are still in
# queue
for u, v, w in self.graph:
if dist[u] != float("Inf") and dist[u] + w < dist[v]:
dist[v] = dist[u] + w
# Step 3: check for negative-weight cycles. The above step
# guarantees shortest distances if graph doesn't contain
# negative weight cycle. If we get a shorter path, then there
# is a cycle.
for u, v, w in self.graph:
if dist[u] != float("Inf") and dist[u] + w < dist[v]:
print "Graph contains negative weight cycle"
return
# print all distance
self.printArr(dist)
g = Graph(5)
g.addEdge(0, 1, -1)
g.addEdge(0, 2, 4)
g.addEdge(1, 2, 3)
g.addEdge(1, 3, 2)
g.addEdge(1, 4, 2)
g.addEdge(3, 2, 5)
g.addEdge(3, 1, 1)
g.addEdge(4, 3, -3)
# Print the solution
g.BellmanFord(0)
# This code is contributed by Neelam Yadav
Выходные значения:
Примечания:
- Отрицательные веса встречаются в различных применениях графов. Например, вместо того чтобы увеличивать стоимость пути, мы можем получить выгоду, следуя по определенному пути.
- Алгоритм Беллмана-Форда работает лучше для распределенных систем (лучше, чем алгоритм Дейкстры). В отличие от Дейкстры, где нам нужно найти минимальное значение всех вершин, в Беллмане-Форде ребра рассматриваются по одному.
Упражнения:
- Стандартный алгоритм Беллмана-Форда сообщает кратчайшие пути только в том случае, если в нем нет циклов отрицательного веса. Измените его таким образом, чтобы он сообщал о кратчайших путях даже при наличии такого цикла.
- Можем ли мы использовать алгоритм Дейкстры для поиска кратчайших путей в графе с отрицательными весами? Есть такая идея: вычислить минимальное значение веса, прибавить положительное значение (равное модулю значения минимального веса) ко всем весам и запустить алгоритм Дейкстры для модифицированного графа. Сработает ли такой алгоритм?
Простая реализация алгоритма Беллмана-Форда
Источники:
www.youtube.com/watch?v=Ttezuzs39nk
en.wikipedia.org/wiki/Bellman%E2%80%93Ford_algorithm
www.cs.arizona.edu/classes/cs445/spring07/ShortestPath2.prn.pdf