В прошлый раз мы рассказали о том, как появление удобных ПК помогло эволюции образовательного ПО, в том числе и виртуальных преподавателей. Последние оказались достаточно продвинутыми прототипами современных чат-ботов, но внедрять их в массовом порядке так и не стали.
Время показало, что люди не готовы отказаться от «живых» преподавателей, но это не поставило крест на образовательном ПО. Параллельно с электронными тьюторами развивались технологии, благодаря которым сегодня учиться можно всегда и везде — было бы только желание.
Разумеется, речь про онлайн-образование.
Фото: Tim Reckmann / CC BY
В 90-е первые веб-энтузиасты и экспериментаторы охотно взялись за развитие образовательных технологий, пользуясь возможностями Всемирной паутины. Так, в 1995 году профессор Университета Британской Колумбии Мюррей Голдберг (Murray Goldberg) решил модернизировать свои курсы с помощью веб-технологий и понял, что сеть позволяет быстро формировать образовательные материалы и делать их доступными неограниченной аудитории. Не хватало только платформы, которая объединила бы в себе все эти функции. И Голдберг представил такой проект — в 1997 году начала работу WebCT, первая в мире система управления курсами для высших учебных заведений.
Разумеется, эта система была далека от идеала. Ее ругали за сложный интерфейс, «неповоротливую» кодовую базу и проблемы совместимости с браузерами. Тем не менее, с функциональной точки зрения в WebCT было все необходимое. Студенты и преподаватели могли создавать ветки дискуссий, общаться в онлайн-чатах, обмениваться письмами по внутренней электронной почте, загружать документы и веб-страницы. Специалисты и эксперты образовательного сообщества стали называть такие онлайн-сервисы виртуальной образовательной средой (Virtual Learning Environment, VLE).
Фото: Chris Meller / CC BY
В 2004 году WebCT пользовались 10 млн студентов из двух с половиной тысяч университетов и колледжей, расположенных в 80 странах. А чуть позже — в 2006-м — проект купили конкуренты из BlackBoard LLC. И сегодня продукты этой компании фактически являются одним из отраслевых стандартов — с ними все еще работает большое количество ведущих мировых учебных заведений.
К тому моменту в этот продукт внедрили несколько новшеств. Например, пакет стандартов и спецификаций SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который объединяет в себе технологии для обмена данными между клиентом обучающей онлайн-системы и ее сервером. Всего через пару лет SCORM стал одним из наиболее распространенных стандартов «упаковки» образовательного контента, и его все еще поддерживают и активно используют в различных LMS.
Почему виртуальные преподаватели остались локальной историей, а VLE-системы вышли на глобальный уровень? Они предоставили более простую и гибкую функциональность, оказались дешевле в разработке и поддержке, удобнее для пользователей и преподавателей. Онлайн-система для управления обучением — это прежде всего… онлайн-система, сайт. У нее нет «массивного» программного ядра, которому нужно понимать поступающие реплики и думать, как на них ответить.
Фото: Kaleidico / Unsplash.com
Фактически все, что должно быть у такой системы — это возможность загружать контент и транслировать его группам пользователей. Что немаловажно, VLE-решения не противопоставляли «живым» преподавателям. Они не задумывались как средство, которое в конечном счете оставит без работы десятки тысяч сотрудников вузов, наоборот — такие системы должны были упростить их деятельность, расширить профессиональные возможности и повысить уровень доступности материалов. Так и получилось, VLE-системы предоставили удобный доступ к знаниям и помогли модернизировать работу над образовательными курсами сотен вузов.
Во время распространения WebCT начала работу бета-версия онлайн-платформы MIT OpenCourseWare. В 2002 году было трудно переоценить значение этого события — один из ведущих мировых университетов открыл бесплатный доступ к 32 курсам. К 2004-му их количество перевалило за 900, и существенная часть образовательных программ включала в себя видеозаписи лекций.
Через несколько лет после этого, в 2008 году канадские научные деятели Джордж Сименс (George Siemens), Стивен Даунз (Stephen Downes) и Дэйв Кормье (Dave Cormier) запустили первый в истории открытый онлайн-курс (Massive Open Online Course, MOOC). Их слушателями стали 25 платных студентов, а еще 2300 слушателей получили доступ бесплатно и подключились по сети.
Фото: Trending Topics 2019 / CC BY
Тема у первого MOOC оказалась самой что ни на есть подходящей — это были лекции по коннекционизму (connectivism), относящемуся к когнитивистике и изучающему мыслительные и поведенческие явления в сетях. В основе коннекционизма как раз лежит открытый доступ к знаниям, которым «не должны мешать временные или географические ограничения».
Организаторы курса использовали максимум доступных им интернет-технологий. Они проводили вебинары, вели блоги и даже приглашали слушателей в виртуальный мир Second Life. Все эти каналы позднее нашли применение и в других MOOC. В 2011 году три онлайн-курса запустил Стэнфордский университет, а через три года только в США студентам предлагалось более 900 таких программ.
Самое главное — образованием занялись стартапы. Американский преподаватель Салман Хан (Salman Khan) создал собственную «академию», где учатся миллионы пользователей. Портал Coursera, который в 2012 году запустили два профессора Стэнфорда, к 2018 году собрал 33 млн пользователей, а к августу 2019 года на портале было выложено 3600 курсов от 190 университетов. Udemy, Udacity и многие другие сервисы открыли дорогу к новым знаниям, карьерам и увлечениям.
Не все технологии оправдали изначальных ожиданий. Например, многие эксперты и преподаватели прогнозировали взрывную популярность систем виртуальной реальности, а на деле большинство студентов не захотели проходить пилотные VR-курсы. Но пока делать выводы рано, с этими технологиями экспериментировало незначительное число учебных заведений, а в некоторых областях VR все же нашли свою аудиторию — будущие инженеры и медики на виртуальных тренажерах уже отрабатывают хирургические операции и изучают устройство сложных механизмов. Кстати, о таких разработках и стартапах мы поговорим в следующих материалах уже в начале следующего года.
Фото: Hannah Wei / Unsplash.com
Что касается MOOC, то такой подход к образовательному ПО эксперты называют наиболее прорывным в этой сфере за последние 200 лет. И действительно, уже сложно представить мир без онлайн-образования. Какие бы цели вы перед собой ни ставили, какие бы темы вас ни интересовали, все необходимые знания — доступны на расстоянии одного клика. На этой ноте мы и завершаем нашу историю образовательного ПО. Верьте в себя, и все станет возможным!
Дополнительное чтение:
Что еще у нас есть на Хабре:
Время показало, что люди не готовы отказаться от «живых» преподавателей, но это не поставило крест на образовательном ПО. Параллельно с электронными тьюторами развивались технологии, благодаря которым сегодня учиться можно всегда и везде — было бы только желание.
Разумеется, речь про онлайн-образование.
Фото: Tim Reckmann / CC BY
Интернет для вуза
В 90-е первые веб-энтузиасты и экспериментаторы охотно взялись за развитие образовательных технологий, пользуясь возможностями Всемирной паутины. Так, в 1995 году профессор Университета Британской Колумбии Мюррей Голдберг (Murray Goldberg) решил модернизировать свои курсы с помощью веб-технологий и понял, что сеть позволяет быстро формировать образовательные материалы и делать их доступными неограниченной аудитории. Не хватало только платформы, которая объединила бы в себе все эти функции. И Голдберг представил такой проект — в 1997 году начала работу WebCT, первая в мире система управления курсами для высших учебных заведений.
Разумеется, эта система была далека от идеала. Ее ругали за сложный интерфейс, «неповоротливую» кодовую базу и проблемы совместимости с браузерами. Тем не менее, с функциональной точки зрения в WebCT было все необходимое. Студенты и преподаватели могли создавать ветки дискуссий, общаться в онлайн-чатах, обмениваться письмами по внутренней электронной почте, загружать документы и веб-страницы. Специалисты и эксперты образовательного сообщества стали называть такие онлайн-сервисы виртуальной образовательной средой (Virtual Learning Environment, VLE).
Фото: Chris Meller / CC BY
В 2004 году WebCT пользовались 10 млн студентов из двух с половиной тысяч университетов и колледжей, расположенных в 80 странах. А чуть позже — в 2006-м — проект купили конкуренты из BlackBoard LLC. И сегодня продукты этой компании фактически являются одним из отраслевых стандартов — с ними все еще работает большое количество ведущих мировых учебных заведений.
К тому моменту в этот продукт внедрили несколько новшеств. Например, пакет стандартов и спецификаций SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который объединяет в себе технологии для обмена данными между клиентом обучающей онлайн-системы и ее сервером. Всего через пару лет SCORM стал одним из наиболее распространенных стандартов «упаковки» образовательного контента, и его все еще поддерживают и активно используют в различных LMS.
Почему VLE
Почему виртуальные преподаватели остались локальной историей, а VLE-системы вышли на глобальный уровень? Они предоставили более простую и гибкую функциональность, оказались дешевле в разработке и поддержке, удобнее для пользователей и преподавателей. Онлайн-система для управления обучением — это прежде всего… онлайн-система, сайт. У нее нет «массивного» программного ядра, которому нужно понимать поступающие реплики и думать, как на них ответить.
Фото: Kaleidico / Unsplash.com
Фактически все, что должно быть у такой системы — это возможность загружать контент и транслировать его группам пользователей. Что немаловажно, VLE-решения не противопоставляли «живым» преподавателям. Они не задумывались как средство, которое в конечном счете оставит без работы десятки тысяч сотрудников вузов, наоборот — такие системы должны были упростить их деятельность, расширить профессиональные возможности и повысить уровень доступности материалов. Так и получилось, VLE-системы предоставили удобный доступ к знаниям и помогли модернизировать работу над образовательными курсами сотен вузов.
Все для всех
Во время распространения WebCT начала работу бета-версия онлайн-платформы MIT OpenCourseWare. В 2002 году было трудно переоценить значение этого события — один из ведущих мировых университетов открыл бесплатный доступ к 32 курсам. К 2004-му их количество перевалило за 900, и существенная часть образовательных программ включала в себя видеозаписи лекций.
Через несколько лет после этого, в 2008 году канадские научные деятели Джордж Сименс (George Siemens), Стивен Даунз (Stephen Downes) и Дэйв Кормье (Dave Cormier) запустили первый в истории открытый онлайн-курс (Massive Open Online Course, MOOC). Их слушателями стали 25 платных студентов, а еще 2300 слушателей получили доступ бесплатно и подключились по сети.
Фото: Trending Topics 2019 / CC BY
Тема у первого MOOC оказалась самой что ни на есть подходящей — это были лекции по коннекционизму (connectivism), относящемуся к когнитивистике и изучающему мыслительные и поведенческие явления в сетях. В основе коннекционизма как раз лежит открытый доступ к знаниям, которым «не должны мешать временные или географические ограничения».
Организаторы курса использовали максимум доступных им интернет-технологий. Они проводили вебинары, вели блоги и даже приглашали слушателей в виртуальный мир Second Life. Все эти каналы позднее нашли применение и в других MOOC. В 2011 году три онлайн-курса запустил Стэнфордский университет, а через три года только в США студентам предлагалось более 900 таких программ.
Самое главное — образованием занялись стартапы. Американский преподаватель Салман Хан (Salman Khan) создал собственную «академию», где учатся миллионы пользователей. Портал Coursera, который в 2012 году запустили два профессора Стэнфорда, к 2018 году собрал 33 млн пользователей, а к августу 2019 года на портале было выложено 3600 курсов от 190 университетов. Udemy, Udacity и многие другие сервисы открыли дорогу к новым знаниям, карьерам и увлечениям.
Что дальше
Не все технологии оправдали изначальных ожиданий. Например, многие эксперты и преподаватели прогнозировали взрывную популярность систем виртуальной реальности, а на деле большинство студентов не захотели проходить пилотные VR-курсы. Но пока делать выводы рано, с этими технологиями экспериментировало незначительное число учебных заведений, а в некоторых областях VR все же нашли свою аудиторию — будущие инженеры и медики на виртуальных тренажерах уже отрабатывают хирургические операции и изучают устройство сложных механизмов. Кстати, о таких разработках и стартапах мы поговорим в следующих материалах уже в начале следующего года.
Фото: Hannah Wei / Unsplash.com
Что касается MOOC, то такой подход к образовательному ПО эксперты называют наиболее прорывным в этой сфере за последние 200 лет. И действительно, уже сложно представить мир без онлайн-образования. Какие бы цели вы перед собой ни ставили, какие бы темы вас ни интересовали, все необходимые знания — доступны на расстоянии одного клика. На этой ноте мы и завершаем нашу историю образовательного ПО. Верьте в себя, и все станет возможным!
Дополнительное чтение:
- Рождение образовательного ПО и его история: от механических машин до первых компьютеров
- История образовательного ПО: первые ПК, обучающие игры и софт для студентов
- Эволюция: развитие персональных компьютеров и виртуальные преподаватели
Что еще у нас есть на Хабре:
- «Сразу после праздников»: семинары, мастер-классы и конкурсы в Университете ИТМО