История образовательного ПО: системы управления обучением и взлет интернет-образования

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
В прошлый раз мы рассказали о том, как появление удобных ПК помогло эволюции образовательного ПО, в том числе и виртуальных преподавателей. Последние оказались достаточно продвинутыми прототипами современных чат-ботов, но внедрять их в массовом порядке так и не стали.

Время показало, что люди не готовы отказаться от «живых» преподавателей, но это не поставило крест на образовательном ПО. Параллельно с электронными тьюторами развивались технологии, благодаря которым сегодня учиться можно всегда и везде — было бы только желание.

Разумеется, речь про онлайн-образование.


Фото: Tim Reckmann / CC BY

Интернет для вуза


В 90-е первые веб-энтузиасты и экспериментаторы охотно взялись за развитие образовательных технологий, пользуясь возможностями Всемирной паутины. Так, в 1995 году профессор Университета Британской Колумбии Мюррей Голдберг (Murray Goldberg) решил модернизировать свои курсы с помощью веб-технологий и понял, что сеть позволяет быстро формировать образовательные материалы и делать их доступными неограниченной аудитории. Не хватало только платформы, которая объединила бы в себе все эти функции. И Голдберг представил такой проект — в 1997 году начала работу WebCT, первая в мире система управления курсами для высших учебных заведений.

Разумеется, эта система была далека от идеала. Ее ругали за сложный интерфейс, «неповоротливую» кодовую базу и проблемы совместимости с браузерами. Тем не менее, с функциональной точки зрения в WebCT было все необходимое. Студенты и преподаватели могли создавать ветки дискуссий, общаться в онлайн-чатах, обмениваться письмами по внутренней электронной почте, загружать документы и веб-страницы. Специалисты и эксперты образовательного сообщества стали называть такие онлайн-сервисы виртуальной образовательной средой (Virtual Learning Environment, VLE).


Фото: Chris Meller / CC BY

В 2004 году WebCT пользовались 10 млн студентов из двух с половиной тысяч университетов и колледжей, расположенных в 80 странах. А чуть позже — в 2006-м — проект купили конкуренты из BlackBoard LLC. И сегодня продукты этой компании фактически являются одним из отраслевых стандартов — с ними все еще работает большое количество ведущих мировых учебных заведений.

К тому моменту в этот продукт внедрили несколько новшеств. Например, пакет стандартов и спецификаций SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который объединяет в себе технологии для обмена данными между клиентом обучающей онлайн-системы и ее сервером. Всего через пару лет SCORM стал одним из наиболее распространенных стандартов «упаковки» образовательного контента, и его все еще поддерживают и активно используют в различных LMS.

Почему VLE


Почему виртуальные преподаватели остались локальной историей, а VLE-системы вышли на глобальный уровень? Они предоставили более простую и гибкую функциональность, оказались дешевле в разработке и поддержке, удобнее для пользователей и преподавателей. Онлайн-система для управления обучением — это прежде всего… онлайн-система, сайт. У нее нет «массивного» программного ядра, которому нужно понимать поступающие реплики и думать, как на них ответить.


Фото: Kaleidico / Unsplash.com

Фактически все, что должно быть у такой системы — это возможность загружать контент и транслировать его группам пользователей. Что немаловажно, VLE-решения не противопоставляли «живым» преподавателям. Они не задумывались как средство, которое в конечном счете оставит без работы десятки тысяч сотрудников вузов, наоборот — такие системы должны были упростить их деятельность, расширить профессиональные возможности и повысить уровень доступности материалов. Так и получилось, VLE-системы предоставили удобный доступ к знаниям и помогли модернизировать работу над образовательными курсами сотен вузов.

Все для всех


Во время распространения WebCT начала работу бета-версия онлайн-платформы MIT OpenCourseWare. В 2002 году было трудно переоценить значение этого события — один из ведущих мировых университетов открыл бесплатный доступ к 32 курсам. К 2004-му их количество перевалило за 900, и существенная часть образовательных программ включала в себя видеозаписи лекций.

Через несколько лет после этого, в 2008 году канадские научные деятели Джордж Сименс (George Siemens), Стивен Даунз (Stephen Downes) и Дэйв Кормье (Dave Cormier) запустили первый в истории открытый онлайн-курс (Massive Open Online Course, MOOC). Их слушателями стали 25 платных студентов, а еще 2300 слушателей получили доступ бесплатно и подключились по сети.


Фото: Trending Topics 2019 / CC BY

Тема у первого MOOC оказалась самой что ни на есть подходящей — это были лекции по коннекционизму (connectivism), относящемуся к когнитивистике и изучающему мыслительные и поведенческие явления в сетях. В основе коннекционизма как раз лежит открытый доступ к знаниям, которым «не должны мешать временные или географические ограничения».

Организаторы курса использовали максимум доступных им интернет-технологий. Они проводили вебинары, вели блоги и даже приглашали слушателей в виртуальный мир Second Life. Все эти каналы позднее нашли применение и в других MOOC. В 2011 году три онлайн-курса запустил Стэнфордский университет, а через три года только в США студентам предлагалось более 900 таких программ.

Самое главное — образованием занялись стартапы. Американский преподаватель Салман Хан (Salman Khan) создал собственную «академию», где учатся миллионы пользователей. Портал Coursera, который в 2012 году запустили два профессора Стэнфорда, к 2018 году собрал 33 млн пользователей, а к августу 2019 года на портале было выложено 3600 курсов от 190 университетов. Udemy, Udacity и многие другие сервисы открыли дорогу к новым знаниям, карьерам и увлечениям.

Что дальше


Не все технологии оправдали изначальных ожиданий. Например, многие эксперты и преподаватели прогнозировали взрывную популярность систем виртуальной реальности, а на деле большинство студентов не захотели проходить пилотные VR-курсы. Но пока делать выводы рано, с этими технологиями экспериментировало незначительное число учебных заведений, а в некоторых областях VR все же нашли свою аудиторию — будущие инженеры и медики на виртуальных тренажерах уже отрабатывают хирургические операции и изучают устройство сложных механизмов. Кстати, о таких разработках и стартапах мы поговорим в следующих материалах уже в начале следующего года.


Фото: Hannah Wei / Unsplash.com

Что касается MOOC, то такой подход к образовательному ПО эксперты называют наиболее прорывным в этой сфере за последние 200 лет. И действительно, уже сложно представить мир без онлайн-образования. Какие бы цели вы перед собой ни ставили, какие бы темы вас ни интересовали, все необходимые знания — доступны на расстоянии одного клика. На этой ноте мы и завершаем нашу историю образовательного ПО. Верьте в себя, и все станет возможным!

Дополнительное чтение:

  • Рождение образовательного ПО и его история: от механических машин до первых компьютеров
  • История образовательного ПО: первые ПК, обучающие игры и софт для студентов
  • Эволюция: развитие персональных компьютеров и виртуальные преподаватели

Что еще у нас есть на Хабре:

  • «Сразу после праздников»: семинары, мастер-классы и конкурсы в Университете ИТМО
Источник: https://habr.com/ru/company/spbifmo/blog/481828/


Интересные статьи

Интересные статьи

Как вы уже поняли, это не история успеха, скорее наоборот. И дело даже не в том, что после должности тимлида меня низвергло в джуны, тут я получаю гораздо больше морального удовлетворения...
Рассказываем, как менялись сервисы для создания презентаций за последние 15 лет и какие новые возможности появились у пользователей. Мы проследили эволюцию самой популярной прогр...
Публикую первую главу лекций по теории автоматического управления, после которых ваша жизнь уже никогда не будет прежней. Лекции по курсу «Управление Техническими Системами», читает...
Периодически мне в разных вариантах задают вопрос, который «в среднем» звучит так: «что лучше: заказать интернет-магазин на бесплатной CMS или купить готовое решение на 1С-Битрикс и сделать магазин на...
Реализация ORM в ядре D7 — очередная интересная, перспективная, но как обычно плохо документированная разработка от 1с-Битрикс :) Призвана она абстрагировать разработчика от механики работы с табл...