Как бизнесу нанимать сотрудников? Применил опыт 300 собеседований в найме

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Я прошел 300 собеседований на маркетолога как соискатель. Потом работал РОМом и нанимал помощников. Я видел, как отбирали меня и отбирал сам. На основе этого я собрал способы отбора кандидатов, которые применяют на hh.ru. Сейчас расскажу о плюсах и минусах каждого. В конце статьи бонус: что можно улучшить на каждом этапе отбора.


Методы отбора кандидатов

Метод №1
Тестовое сразу в гугл-форме

А через 2 месяца по новой)
А через 2 месяца по новой)

Кандидат откликается, ему в след приходит приглашение заполнить гугл-форму. В ней обычно десяток общих вопросов.

— Сколько денег хотите?

— С какими бюджетами работали?

— Приведите цифры самого успешного кейса?

Хорошо если нет "топ 3 причины почему мы должны выбрать именно вас"

Такие тестовые написаны без уважения ко времени кандидата. Ведь в хорошем резюме это уже написано. Но эйчар хочет упростить себе работу и говорит, что “все равно очередь”. На самом деле хорошие кандидаты не заполняют такое, если компания "ноунейм". Поэтому эйчар собирает отклики выпускников онлайн-школ. А дальше “маркетологов много, но все плохие”.

Честно говоря, я видел только такого плана гугл-формы. Но сам делал принципиально другую. Мне нужен был помощник в проекте. И делать помощнику пришлось бы все что угодно в маркетинге, но по моим ТЗ. Знания ему б не потребовались. Зато должны быть:

  • грамотность

  • умение связывать слова в предложения

  • адаптация к любым техническим интерфейсам

  • логика

Я понял, что мне нужен человек с вышкой, можно неоконченной, с техническим складом ума. Я сделал тестовое из 3 задачек:

— подобрать канал для рекламы в тг под описанный проект

— выделить главное в плохой статье, где я растекаюсь мыслями

— выбрать ключевые слова, которые не подходят для рекламы указанного сайта из списка

Так я проверил твердые навыки: работу с цифрами, работу с текстом, логику. А на личном собеседовании проверял только мотивацию.

Плюсы отбора по гугл-форме

Минусы отбора по гугл-форме

➕ Позволяет быстро проверить простые навыки, если умеете подобрать задачи.

➖ Квалифицированные кандидаты не заполняют гугл-формы.
Поэтому не подходит для найма РОМа.
или специалиста в конкретном канале трафика.

➕ Сокращает затраты, можно сделать без эйчара.

➖ Если тестовое состоит из общих фраз — вы имитируете отбор.

➕ Позволяет нанимать неквалифицированных кандидатов на нарезанные задачи.

➖ Если тестовое большое — хорошие кандидаты отвалятся, оценив объем.


Метод №2

Эйчар дает тестовое после созвона

После созвона эйчар высылает кандидату тестовое:

— стандартное от гур маркетинга

Не имеет отношения к работе в компании, и этим плохо. В б2б и б2с принципиально разные каналы маркетинга, например. То есть проверить навыки маркетолога таким тестом применительно к вашему бизнесу нельзя.

— психологическое

Задание никак не оценивает навыки, но уже тратит время кандидата. А главное вы даже проверять не начали. В итоге если по этому тесту кого-то и отсекают — то не по рабочим критериям. Да и скажет ли психологический тест правду? Неужели кто-то признается, что ленив и ненавидит людей? Обычно означает, что эйчар психологических книжек перечитал. А еще переоценивает важность своей работы.

— с вопросами по бизнесу

Такое задание не выгодно кандидату — его собеседуют “вслепую”: имитируют заинтересованность, показав эйчара, а взамен просят тестовое. Уловка в том, что тестовое на входе в воронку игнорируют большинство, а вот такой тест чтоб игнорировать, нужно проявить характер.

Работодателю такое тестовое выгодно: мало кандидатов откажутся, он будет выбирать из хороших, видя тестовое. Единственное условие: тестовое не должно занимать больше получаса — иначе отказов будет много.

Плюсы тестового после собеседования с эйчаром

Минусы тестового после собеседования с эйчаром

➕ Можно делегировать найм эйчару, сделав тестовое самому.

➖ Если делегировать и не выдать тестовое, эйчар сделает самодеятельность.
В итоге придут не те, а нужные кандидаты не станут идти по воронке.

➕ Нетрудозатратно: в качестве тестового можно дать аудит текущей ситуации.

➖ Часть кандидатов не будет делать тестовое, не видя руководителя.
И это часть умных кандидатов.

➕ Позволяет нанимать маркетологов-многоногов.
Там нужно общее представление и есть возможность набирать подрядчиков,
то есть твердые навыки не главное.

➖ Не подходит для найма РОМа — такие не делают тестовое до
прохода руководителя, так как разбираются в воронках продаж.
Вам же квалифицированный РОМ нужен?

➖ Плохо подходит для найма квал. спецов на конкретные каналы.
Там нужно попробовать специалиста в деле,
а это требует времени на тестовое.
Вменяемый кандидат откажется делать большое тестовое без оплаты.
Согласятся те, кому нечего терять.
Такие вряд ли имеют опыт, достаточный для стабильных результатов.


Метод №3

Сразу назначают созвон с руководителем

Эйчар проводит отбор по резюме:

— достижения указаны в цифрах

— умеет руками делать каналы, которые у вас уже работают

— работал с похожей нишей

Цель эйчара на звонке — понять, насколько глубоко маркетолог работал в нише, делает ли он руками нужные каналы, подходят ли ему в целом условия из вакансии. И отправлять к руководителю.

Руководитель как правило знает, о чем говорить с кандидатом, потому что до появления кандидата как-то закрывал эти задачи. После собеса можно дать тестовое — аудит текущей ситуации. Дать доступы, обозначить сроки. На созвоне проверять, насколько понятен и логичен анализ ошибок.

Плюсы назначать собеседование сразу

Минусы назначать собеседование сразу

➕ Позволяет нанять РОМа

➖ Много ресурсов руководителя

➕ Можно не заморачиваться с тестовым и попросить аудит

➖ Много интеллектуальной работы на эйчаре, скорее всего
придется проверять отбор кандидатов, а это время


Метод №4

Платное тестовое после руководителя

Резюме отбирает РОМ по кейсам или эйчар, ориентируясь на опыт в нише по резюме. Дает тестовый бюджет, обсуждает сроки и оплату тестового с кандидатом. По результатам тестового принимает решение.

Плюсы платного тестового

Минусы платного тестового

➕ Можно проверить навыки и послушать интерпретацию результатов.

➖ Отбор вручную, не фильтрами — это требует времени

➕ Позволяет нанять специалиста, который сделает результат

➖ Оплата тестового+оплата бюджета на тест — это доп. траты.
Нужно настроиться потратить эти деньги на поиск спеца,
а не получение результата. Если результат будет — это побочный эффект.

➕ Нет заморочек с тестовым


Метод №5

Запись видео-собеседования с эйчаром для руководителя

Эта воронка разновидность созвона с руководителем. Здесь ваш эйчар пишет подробный разговор с кандидатом, вы его частично отсматриваете.

Плюсы записи видео-собеседования

Минусы записи видео-собеседования

➕ За короткий промежуток времени сможете посмотреть
большой объем кандидатов.

➖ Нет возможности задать уточняющие вопросы кандидату.

➕ Кандидат может общаться с эйчаром спокойнее и не пытаться
выглядеть лучше, чем он есть “для руководителя”.


Метод №6

Массовое собеседование

Не делайте так). Как-то раз я был счастливым гостем таких представлений. Если вы нанимаете квал. персонал, то так вы получите наиболее отчаявшихся, готовых на все в силу своей неэффективности. Если вы думаете что это тендер, который даст лучших из лучших, это не так.


Как улучшить каждый этап отбора кандидата ?

Вакансия

Что убьет вашу вакансию сразу:

— Офис

— Таймдоктор или любая запись экрана

— Каша из обязанностей

— Капс, восклицательные знаки и “вопросы на внимательность”

— “Динамично развивающаяся компания” с пятнадцатилетним опытом

Что улучшит вашу вакансию сразу:

— Удаленка

— Конкурентная ЗП

— Структурированные обязанности

— Отсутствие гипер-контроля

— Описание, как вы раздаете и принимаете задачи

— Уважение к кандидату (это не про вас с большой "В")

Вакансия — это первое касание при продаже идеи работы у вас. Сделайте ее привлекательной, как маркетологи делают привлекательные объявления.

Отбор откликов

— Анкета только для неквалов/джунов, с уважением ко времени кандидатов. Важно сделать вопросы такими, чтобы сразу тестировать важные навыки, а не отнимать время.

— Вычленить главные необходимые навыки и отобрать по ним, ориентируясь на предыдущий опыт кандидатов. Смотреть на ниши, в которых работал. Смотреть, есть ли цифры в резюме.

Интервью

— Сойтись на принципиальных моментах, которые важны руководителю.

— Проверить мотивацию к работе не в вашей компании, а в целом.

— Не давать психологических тестов.

— Продавать вакансию как ваш продукт. Вы тоже заинтересованы в хорошем сотруднике.

Тестовое

— Давать тестовое применительно к своим задачам

— Не брать шаблонные тестовые от гур

— Если тестовое объемное и применимое для вас — предлагать небольшую оплату

Подписывайтесь

Еще больше о найме и маркетинге в ТГ канале:

https://t.me/+lvv5ANzmGBdhZmUy

Источник: https://habr.com/ru/articles/735102/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет! Я Андрей Одокиенко — дизайн-лид в Cloud (ex. SberCloud).Хочу рассказать о том, как я адаптировал практику иностранных компаний и ускорил процесс найма дизайнеров.Whiteboard Challenge полностью...
Опыт внедрения многомодульности в (еще) не разросшееся приложение (часть 1)
Если вы следите за образовательными новинками, вас будет трудно удивить. Мультимедийные курсы, вебинары и тому подобные изобретения появляются каждый день. Учиться можно ...
Доброго времени суток, хабр. Думаю многие люди задумывались о том, какое, к примеру, потребление электричества или уровень углекислого газа у них дома. Проект умного календаря «ОПЭ...
Привет, Хабр! По моим наблюдениям, всех людей можно разделить на три категории: счастливчиков с нормальным телосложением, худых, кто не знает как бы поправиться, и полных, кто не з...