Как определить метрики для процесса Управления проблемами

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Многие подбирают ключевые показатели (KPIs) для своих процессов Управления ИТ услугами по книгам (таких как ITIL Service Operation) или копируя метрики, используемые в других компаниях. Это редко приводит к хорошим результатам, потому что дословно KPIs - это дословно Показатели Результативности Ключевых задач, которыми вы занимаетесь. Хуже только ITSM процессы с огромным количеством одинаково названных показателей, которые измеряются, по ним пишутся отчеты, но результаты этого никто не использует ни для изменения деятельности в рамках процессах, ни для улучшения бизнес результатов. 

Ранее я уже писал заметку "Как определять метрики для процесса Управления изменениями" (перевод, оригинал) , в которой я описывал, как можно создать ключевые показатели (KPIs), которые поддерживают именно ваши цели. Читатели (оригинала) после прочтения просили привести примеры, как выделять ключевые показатели (KPIs) для остальных процессов управления ИТ-услугами. В результате я решил написать эту статью для показателей процесса Управления проблемами (problem management), потому что в большинстве компаний, где я работал, у этого процесса были очень куцые показатели.

Напоминаю, что не стоит бездумно копировать приводимые здесь результаты процесса (outcomes), его критичные факторы успешности (CSFs) и ключевые показатели (KPIs). Содержание статьи стоит использовать только для понимания подхода и методологии, которые мною используются. И задуматься о том, что важно именно для вас, выделить метрики, для измерения задачи, за которые вы отвечаете. 

Первый шаг для определения качественных ключевых показателей (KPIs) - определить цели процесса Управления проблемами, которые его результаты должны помочь вам достигнуть. Для у “правильного” процесса Управления проблемами есть два ключевых результата:

  • уменьшение количества возникающих инцидентов

  • уменьшение влияния на бизнес от инцидентов, которые не смогли предотвратить

Мы можем просто измерять количество инцидентов и их общее влияние на бизнес. Это точно будет полезно знать, но я не уверен, что они смогут показывать, как хорошо работает именно процесс Управления проблемами, т.к. слишком много факторов на него влияет. Я немного разбавлю их и предложу несколько критических факторов успешности (CSFs), которые могут поспособствовать получению результатов: 

  • определение проблем, которые являются причиной множественных инцидентов

  • создавать среду, которая снижает влияние от инцидентов

  • инициирование изменений, которые  уменьшают количество инцидентов

Стоит сказать, почему я не упомянул поиск корневых причин проблем (root cause analysis, RCA). Я видел много людей в управлении проблемами, кто думал только о поиске корневых причинах, но это не давало им особого результата, потому что RCA - это не более чем одна из техник, используемых в Управлении проблемами. Худшие ключевые показатели, которые можно придумать, - это “среднее время обнаружения корневой причины”, “доля проблем, у которых ключевая причина была выявлена не хуже 3 дней” и т.п. Использование таких показателей провоцирует участников Управления проблемами на поведение, которое мне бы не хотелось получить. Это равносильно заявлению, что в сложной многофакторной ситуации нужно искать единственную корневую причину. Для меня более правильный способ - это проведение постоянного анализа, даже если в его результате удастся идентифицировать только одну значимую причину.

Одни из моих заказчиков имеет процесс приоритезации проблем, который определяется частотой и влиянием на бизнес проблемы, включая смягчение последствий производимое рабочим окружением. Они также используют показатель “среднее время уменьшение влияние проблемы до 3-го приоритета”. Это уменьшение может быть достигнуто за счет решения проблемы или внедрением “правильного” рабочего окружения. Этим показателем они измеряют как Управления проблемами уменьшает “боль бизнеса”. Я не буду советовать всем это ключевой показатель, потому что для его использования требуется применять довольно сложный подход к приоритезации проблем, который не все компании смогут реализовать, но если у вас получится измерять, то определенно можете задуматься о таком показателе.

Мое предложение нескольких ключевых показателей (KPIs), которые могут помочь показать достижение критичных факторов успешности (CSFs), которые я приводил выше. Еще раз напомню, что не стоит бездумно их копировать, используйте похожий подход для определения ключевых показателей (KPIs), которыми можно измерять ваши задачи.

CSF1 - определение проблем, которые являются причиной множественных инцидентов

  • увеличение доли инцидентов ассоциированных с записями о проблемах или известными ошибками

  • отчет о топ 5 проблем создается каждый месяц

CSF2 - создавать среду, которая снижает влияние от инцидентов

  • увеличение доли инцидентов, для которых в базе знаний есть статьи с решениями

  • увеличение доли инцидентов решенных пользователями с использованием инструментов самостоятельного решения

  • уменьшение влияния инцидентов, ассоциированных с топ 5 проблем прошлого месяца

CSF3 - инициирование изменений, которые  уменьшают количество инцидентов

  • уменьшение количества инцидентов, ассоциированных с топ 5 проблем прошлого месяца

  • уменьшение  беклога незавершенных проблем 

Я сформулировал эти ключевые показатели, как “Увеличение…” или “Уменьшение…”, так как я не хватает необходимыми данными для установки точных целей. Вы можете использовать метрики похожие на эти, но подставить в них оцифрованные цели, с точкой отсчета, которую вы определите после первых измерений и их анализа.

На сколько метрики, измеряемые в вашем процессе Управления проблемами, соответствуют потребностям ваших заказчиков?
Когда вы пересматривали в вашем процессе Управления проблемами ключевые показатели (KPIs) и связанные с ними факторы достижения успешности (CSFs) и цели?

PS Если тема интересна, можно познакомиться со статьями Стюарта Рейнса:

Как определять метрики для процесса Управления (перевод, оригинал)

Осторожно. Как использовать метрики процессов без вреда для здоровья процессов (перевод, оригинал

Источник: https://habr.com/ru/post/528044/


Интересные статьи

Интересные статьи

Оригинальное название Defining Metrics for the Service DeskАвтор  Stuart RanceДата публикации 3.5.15Достоинства: подробно рассмотрены  - понятие целей (objectiv...
Часто от программистов PHP можно услышать: «О нет! Только не „Битрикс“!». Многие специалисты не хотят связываться фреймворком, считают его некрасивым и неудобным. Однако вакансий ...
Ранее в одном из наших КП добавление задач обрабатывалось бизнес-процессами, сейчас задач стало столько, что бизнес-процессы стали неуместны, и понадобился инструмент для массовой заливки задач на КП.
Бизнес-смыслы появились в Битриксе в начале 2016 года, но мало кто понимает, как их правильно использовать для удобной настройки интернет-магазинов.