Как сделать, чтобы базой знаний начали пользоваться человеческие люди

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Корпоративная база знаний — это не только и не столько площадка на базе какого-нибудь вики-движка, сколько люди и процессы, стоящие за ней. При внедрении вики-платформы самое сложное — это не тонкая настройка движка или попутных расширений: самое сложное — это сделать так, чтобы коллеги наконец начали пользоваться поднятой вами базой знаний.

Я начал заниматься базой знаний, будучи зеленым джуном, так что все описанные в посте рекомендации применимы даже в том случае, если у вас нет административных или финансовых ресурсов. Иными словами, советов в духе "просто заставьте всех писать и штрафуйте непослушных" тут не будет, мы пойдем другим путем.

Мой лучший портрет
Мой лучший портрет

Про меня и мою базу знаний

В людях живал — свету видал: топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался

Ahoj. Меня зовут Коля, я QA тимлидер в компании Veeam. QA в нашей компании включает в себя не только тестирование, но и обеспечение качества в самом широком смысле. И среди этих смыслов затесалась такая штука, как управление знаниями. Я занимаюсь внутренней корпоративной базой знаний компании практически с самого ее появления, при этом поддержка базы знаний не входит в список моих обязанностей: это скорее что-то вроде pet-проекта. Долгое время у вики был статус поделочки, а мои попытки навязать вики коллегам приводили лишь к пополнению корпоративного стикер-пака моей фотографией.

Впрочем, время идет, времена меняются. Сейчас вики насчитывает 700 пользователей, 11 000 страниц, 56 000 правок и 688 000 слов (примерно полтора романа "Война и мир", если говорить только о тексте). Всего-то в 2 000 раз меньше русскоязычной Википедии, и это при условии работы на исключительно добровольных началах: никто не принуждает сотрудников пользоваться нашей вики.

Полное непонимание того, как должна выглядеть база знаний, заставило меня неоднократно пересмотреть концепцию и подход не только к управлению контентом и редактуре, но и к продвижению вики среди коллег. Так что в этой статье я бы хотел поделиться теми советами, которые и сам хотел бы услышать пять лет назад, будучи зеленым джуном. К слову, если вам интересно узнать больше о самой базе знаний, я публиковал пару статей о ней на Хабре.

Общий подход

Ищи себе прибыли, а другому не желай гибели

Давайте я сразу это проговорю: серебряной пули нет. Все, что я здесь описываю, может сработать, а может не сработать. Не устраивайте из моих советов карго культ. Вы лучше меня знаете своих коллег и лучше понимаете, какой подход подойдет в вашей компании, в вашем коллективе. Есть какие-то более-менее универсальные вещи, но и они в некоторых случаях могут не работать.

Главный совет, который я бы хотел дать в этой статье, звучит так: относитесь к проекту базы знаний как к публичному проекту. Скажем, если бы вы придумали Википедию или Хабрахабр, как бы вы продвигали их в массы? Реклама? Уникальный контент? Холодные как хвост вашей бывшей звонки на случайные номера из телефонной книги? Возможны любые варианты продвижения, но не забывайте адаптировать их к реалиям вашей компании и вашего коллектива. А еще не забывайте, что в случае недобросовестной рекламы коллеги узнают, где вас найти. Не перегибайте палку.

Кроме прочего, подход к вики как к публичному проекту позволяет проще относиться к проблеме продвижения. Я часто слышал обиды и сетования, что, мол, коллеги не делятся знаниями, не пишут внутреннюю документацию. Но вы же не обижаетесь на пользователей за то, что они не скачивают ваше приложение или не покупают ваши чудо-подушки за $9,99? Вы ищете способ понравиться вашим пользователям, ищете путь к их теплокровному сердцу, а не способ подчинить их вашей воле.

С непривычки может быть трудно переложить опыт продвижения публичного проекта на внутреннюю базу знаний, так что я накидаю тех идей, которые сработали в моем случае. Ну, или мне кажется, что они сработали.

Собирайте статистику

Красна птица перьями, а человек знанием

А начнем мы с того, что нам нужно как-то оценивать качество тех способов продвижения, что мы будем пробовать. В связи с этим первое, чем стоит озаботиться — это сбор статистики. Скажем, я пользуюсь Matomo (которые раньше звались Piwik), но похожий функционал есть у десятков аналогов.

На мой взгляд, одна из ключевых вещей при сборе статистики — это сохранение конфиденциальности. Да, это не гугл, но мало кому будет приятно узнать, что их история посещений доступна вам во всех мельчайших деталях. Отвяжите информацию о посещениях от конкретных пользователей, сделайте эти данные анонимными. Никому не захочется жить под колпаком.

Помимо оценки эффекта продвижения, статистика предоставляет и пачку других плюшек:

Накопите критическую массу знаний

Там хорошо, где нас нет

Если вы лишь недавно начали развивать базу знаний, найдите способ наполнить ее контентом.

Вполне возможно, что информация о продуктах, технологиях и фичах уже есть где-то, но в разрозненном неструктурированном виде: почтовые треды, сообщения в Slack/Teams, сетевые папки десятилетней давности, Sharepoint-ы, осколки прошлых неудачных попыток завести единую базу знаний и так далее.

Но будьте внимательны к тому, что вы сохраняете на вики: внутренняя база знаний это источник необщедоступной информации. За общеизвестной информацией проще пойти в Гугл или Википедию, так что подобные статьи скорее всего окажутся мертвым грузом на вашем сайте.

Еще один очевидный источник контента — ваши личные заметки и ваши личные знания. Об этом аспекте давайте поговорим поподробнее.

Вам надо — вот сами и пользуйтесь

Не ищи в селе, а ищи в себе

Первое время основным пользователем базы знаний скорее всего будете вы сами. С одной стороны, это не особо воодушевляет, но, с другой стороны, вы можете изначально строить базу знаний на тех принципах, что близки и удобны именно вам. Это хорошая позиция для начальных этапов развития портала: если даже вам не хочется пользоваться базой знаний, то почему кто-то другой должен относиться к ней иначе?

Проанализируйте свои потребности: какая информация вам нужна в работе, какие знания значительно ускорили или улучшили бы вашу работу. Информация о сфере ответственности или компетенциях коллег? Детальные описания фичей и внутренних API? Правила оформления отпуска и процедура выпуска релиза? Найдите удобный способ хранить и обновлять информацию такого рода, поделитесь этим с коллегами. Наверняка это было не только вашей болью, но и их — тоже.

Ведите заметки о продукте и проектах сразу на вики. Если делитесь инфомрацией, отправляйте не кусок текста, а ссылку на конкретную секцию предварительно созданной вики-страницы. Если вам присылают инфу или рассказывают что-то, запишите на вики инфу об этом. Первое время это может вызывать негатив, но дайте людям привыкнуть к такому способу получения информации.

Сделайте вики единой точкой доступа для поиска любых знаний

И чтец, и жнец, и на дуде игрец

Если ваш интранет полнится десятками сайтов различной направленности, найдите способ выделиться на этом фоне. Например, сделайте вики точкой входа для поиска любых внутренних знаний. Подойти к этому можно с разных сторон:

При этом не забывайте, что поиск "любых знаний" не ограничивается знаниями техническими. Такие вещи, как процедуры оформления отпусков или контакты HR/бухгалтерии/охраны/etc могут оказаться не менее важной частью вашей базы знаний, чем описания фичей или продуктов.

Создавайте зону комфорта для окружающих

Не хвались теплом в нетопленой избе

Очевидный момент, который, тем не менее, многие упускают: неудобной базой знаний пользоваться будут неохотно. Ищите способы упростить работу с порталом, устраняйте неудобства, чините баги, автоматизируйте то, что можно автоматизировать. Вот несколько примеров из личного опыта:

Подобных историй были сотни, равно как и были истории, в которых необдуманная попытка упростить жизнь приводила лишь к большим неудобствам. Процесс доработки никогда не закончится, ведь и нужды рабочего коллектива меняются со временем. Пробуйте, анализируйте, не бойтесь отказываться от неудачных решений. В конце концов, если не попробуете, то и не узнаете, что для вас сработает, а что — нет.

Рассказывайте о новостях

Из серебряных речей пулю не отольешь

Никто не узнает о том, какая у вас крутая база знаний, если вы не будете об этом рассказывать. И желательно не один раз. Как говорил один мой университетский преподаватель:

Обычному человеку нужно повторить одно и то же десять раз, прежде чем он запомнит. Однако вы интеллектуальная элита страны, лучшие из лучших. Вам достаточно девяти.

Думаю, нас он на тот момент сильно переоценил, но мысль верная: недостаточно один раз рассказать про существование и назначение базы знаний, обо всем этом нужно периодически напоминать. Чтобы не выглядеть как умалишенный, стоит использовать разные поводы для этого, например:

Как и во всем, здесь стоит знать меру. Однако не пренебрегайте информированием коллег о том, что происходит с вашей базой знаний.

Угрозы, вымогательства

Воруй любовь, убивай скуку

Писать сложнее, чем читать. Знаю это по себе, ведь эту статью я собирался написать еще два года назад. Поэтому для того, чтобы мотивировать людей не только читать, но и писать, придется заморочиться чуть больше. Что у нас есть в арсенале?

Впрочем, не только материальные страхи и желания могут мотивировать стать писателем, есть и другие способы.

Играйте на здоровом самолюбии

Птицу кормом, а человека серебряной пулей обманывают

Мы, люди, любим, когда нас хвалят, ставят лайки, когда о нашем труде знают и когда мы видим, что наши старания не проходят даром. Давайте же используем это во благо!

Расскажу, как я начал заниматься базой знаний. На заре моего трудоустройства коллега организовал мини-конкурс: автор наибольшего вклада в развитие вики должен был получить награду, достойную чемпиона — стакан черной смородины (напомню, Veeam — IT компания с достойными зарплатами, мы тут не голодаем). Смородина та кончилась пять-шесть лет назад, а проектом я занимаюсь и поныне. Не могу сказать, что это был гениальный ход с его стороны, но он сработал, а это главное.

Присматривайте за другими

У семи нянек детеныш без серебряной пули

Я искренне считаю, что для внутренней базы знаний любая форма премодерации — это огромный могильный камень. Необходимость что-то с кем-то согласовывать убивает всяческое желание вносить правки. Тем не менее, без модерации вики быстро превратится в помойку с огромным количеством дублирующегося и устаревшего разрозненного контента, который еще и не так просто найти. Решение есть: постмодерация. Дайте людям писать как им удобно, а затем приведите написанное в порядок.

Постмодерацией (патрулированием правок) нужно заниматься заниматься регулярно, в идеале каждый день. Да, это отнимает время, но это необходимо, чтобы вики не превращалась в помойку. Расставляйте категории, чините навигацию, исправляйте нестандартное форматирование, чистите текст от пассивно-агрессивных нападок и явных ошибок.

Помимо того, что патрулирование правок позволяет сохранить организацию контента, это также помогает вовремя обнаружить, что у кого-то возникли проблемы или вопросы. Когда в ответ на твои безуспешные попытки сделать что-то хитрое с документацией тебе пишет ответственный за базу знаний; показывает и рассказывает, как проще всего сделать то, что тебе нужно, исправляет косяки и вообще ведет себя как душка, это подкупает. Я сталкивался с таким отношением на других вики-проектах, и мне это показалось самым рабочим методом обучения новичков. Теперь стараюсь продвигать те же принципы у нас.

Вместо заключения или "насильно мил не будешь"

Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда

Ваша база знаний подойдет не для всего и не всем. Даже в моем случае MediaWiki — самая популярная и большая внутренняя база знаний, но далеко не единственная. Есть команды, привыкшие на прошлых местах работы к Confluence/Sharepoint/впишите нужное. Отдельные команды все еще бойкотируют создание внутренней документации под теми или иными поводами. На мой взгляд, это нормально.

Я продвигал вики, будучи джуном, и не имел возможности внедрить базу знаний в официальные процессы. Хотя это сказалось на скорости распространения и охвате, я все равно считаю, что в этом были свои плюсы. Если распространением знаний начинают заниматься по своей инициативе, это порождает куда более интересные и полезные результаты. К тому же отсутствие формализма и официоза позволит вам куда более гибко подходить к разработке и продвижению, писать ироничные дайджесты и полусерьезные посты на Хабр, да и вообще получать удовольствие от процесса.

Пожелание "сделайте так, чтобы мою вики использовали, пожалуйста" мало чем отличается от "сделайте так, чтобы в мою игру играло много человек". Да, у продвижения разных сервисов и услуг есть свои особенности, но у них гораздо больше общего, чем может показаться. Чтобы продвигать базу знаний, попробуйте мыслить как SMM специалист и основатель стартапа в одном лице, а не как Пётр I, насильно сбривающий бороды (никаких претензий к Петру, просто подход другой). И хотя идеального способа продвижения нет и вероятно, никогда не появится, в ваших силах найти рабочие для вашей конкретной компании способы. Удачи!

Источник: https://habr.com/ru/company/veeam/blog/543994/


Интересные статьи

Интересные статьи

Пока вы считали сколько заработали или могли заработать в 2020 году, интернет-мошенники выманили у россиян в сети 150 миллиардов рублей. Это данные за 2020 год. Всего за ...
Работал на удаленке 3 года, год в жесткой удаленке. Краткая подборка советов: Четкое разделение рабочего и не рабочего. Не пренебрегать физической активностью. Следить за питанием. Выраб...
Здравствуйте, уважаемое хабросообщество. Вчера(будучи в нетрезвом состоянии), прочитав пост от @arslan4ik «Почему люди уходят из IT?», я задумался, ведь действительно хороший вопрос: «Почему..?» ...
Есть статьи о недостатках Битрикса, которые написаны программистами. Недостатки, описанные в них рядовому пользователю безразличны, ведь он не собирается ничего программировать.
Год назад администрация Тольятти перевела почти все свои интернет-ресурсы на лицензию Creative Commons Attribution, а данные своего ГИС-портала персонально разрешила использовать сообществу O...