Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Предлагаю вашему вниманию не претендующую на истину в последней инстанции статью, посвященную концепт-карам. Уверен, многие из вас знакомы с этим понятием. Я же ставлю себе целью в пределах статьи расширить ваши познания, напомнить забытое, и может быть открыть неизведанное.
Терминология
С ней не все так просто. Помимо concept car существует ещё show car и dream car, которые появились раньше (в 1920-е годы) и означают в примерно одно и тоже. Такое нередко бывает в активно развивающейся области, когда в разных странах или даже в разных компаниях одной страны придумывают разные названия для объекта или явления. Это может случиться и сейчас, в мире продвинутых информационных технологий.
В отличие от любого другого автомобиля, show car (далее просто шоу-кар) никогда не ставится в серийное производство. Это своего рода произведение искусства. Уникальное авто, предназначенное для показа на выставках, которое создается либо полностью с нуля, либо на базе уже существующих моделей. Во втором случае отличий может быть немного: одно-два свежих технических решения, которые можно пощупать, улучшенная эргономика или необычный стиль окраски. Звучит не сложно, но это будет продумано и реализовано командой дизайнеров и инженеров, что качественно отделяет их от кастомных модификаций серийных авто, выполненных в автосервисе или гараже. Представленный на выставке и ставший популярным шоу-кар может стать основой для новой модели, которая попадет на рынок.
Существует еще один термин, который по смыслу находится где-то рядом с концепт-каром - прототип. Он определяет другое направление проработки перспективного авто, а именно его функциональные характеристики. Если для шоу-кара не важно, какая у него начинка, то прототип - это набор новых технических решений. Для него в свою очередь не имеет значения покрытие руля или цвет кузова. Двигатель, подвеска, трансмиссия, система охлаждения, электрика, рулевая система и прочее, что мы не видим, не подняв хотя бы крышки капота, - все это отрабатывается сначала на прототипе.
Концепт-кар, на мой взгляд, находится на стыке двух терминов. Он так же, как и все шоу-кары, предназначен в первую очередь для демонстрации новых технических, визуальных, эргономических решений, но в зависимости от ситуации и целей, может быть и полнофункциональным прототипом со всеми вытекающими возможностями. Демонстрацией их широкой публике фирма-изготовитель старается достичь следующих целей:
Привлечь внимание к своей продукции. Что может быть лучшей рекламой, чем сделать какую-нибудь вундервафлю, которую хотел бы иметь каждый?
Получить обратную связь от покупателей. Это важно для оценки потенциальной прибыли от применения тех или иных новшеств.
Привлечь инвестиции. Это вытекает из первого пункта. Если концепт-кар будет одновременно и прорывным, и технически реализуемым, это привлечет инвесторов, желающих получить прибыли от будущих продаж.
Классификация концепт-каров
В зависимости от степени технической проработки, все концепт-кары можно разделить на следующие группы:
Нефункциональные. В них важна только визуальная часть, полёт дизайнерской мысли, целью которого является “вау-эффект”. Никто всерьез не задумывается, как эта штука будет ездить по дорогам города или за его пределами.
Полуфункциональные. Этот вариант является упрощенным прототипом и отличным решением для автомобильных стартапов. Перед ним никто не ставит задач пройти полноценные испытания. Сделать несколько кругов по автодрому на небольшой скорости, показать потенциальным заказчикам и инвесторам, как он будет смотреться в естественной среде обитания, пустить немного пыли в глаза каким-то оригинальными, но не слишком вычурными визуальными решениями - вот его основные задачи. В дальнейшем такой концепт-кар ждет серьезная переработка: что-то выкинут, что-то добавят. Лоска поубавится, но он станет рабочим.
Полностью функциональные концепт-кары. Создать такое могут только крупные фирмы, имеющие свободные деньги для таких шедевров технической и дизайнерской мысли. Эти уникальные машины могут принять участие в какой-то гонке со специфическими условиями (например, по дну высохшего соляного озера) или стать частью коллекции какого-нибудь миллионера. В очень редких случаях они становятся головными образцами серийных моделей, но и там не обходится без изменений в угоду оптимизации производства.
Добавлю, что один проект может как пройти пройти все стадии с первой по третьей, так и начать с любой из них. Отмечу еще, что первый и второй вариант развязывают руки разработчикам, и в ход идут различные “грязные трюки”. Следите за руками. Закинуть в багажник сервер с пачкой GeForce для демонстрации продвинутого ADAS - почему бы и нет. Реализовать критически важные функции на Arduino, напечатать детали на 3D-принтере, использовать NUC в качестве мозга автомобиля, соединять модули обычным патчкордом, подключать периферию по USB - тут всё дозволено. Не удалось довести функцию распознавания голоса до приемлемого качества - не беда, посадите человека. Боитесь, что при автономном вождении авто укатит в толпу зрителей - замените электронные мозги на удалённого водителя. Главная цель - продемонстрировать идею.
Заключение
Подведу итог, ответив на вопрос из заголовка: очевидно, что концепт-кар - это неотъемлемая часть современной разработки. Даже самые безумные модели преследуют весьма практичные цели: привлечь внимание и инвестиции, которые в свою очередь помогут разработать и поставить на поток производство более реалистичных авто.