— Ян, сколько можно сбивать проекторы?! Когда вы уже закончите свой танк крутить?! Ну вот, опять сетка на сшивке сбилась, опять переделывать!
— Дмитрий, выключите, наконец, болгарку. Когда я буду направленный звук отстраивать, ночью?
Иммерсивный музей построить — это
Сегодня мы расскажем о том, как оснащали новый музейный комплекс «Зоя» в Петрищево мультимедийными системами. Под катом — подробности работы в окопе, особенности акустики в землянке и много других нюансов.
Техническая сводка
По традиции сначала скажу пару слов о техническом оснащении музея. Оборудование мы подбирали на этапе проектирования, и в итоге получился следующий стек:
- плееры BrightSign — на них собраны почти все экспозиции;
- сервер и серверное ПО Screenberry для сшивки и обеспечения работы одной из экспозиций;
- проекторы Canon — остановились на них, так как требовались достаточно тихие проекторы с хорошим сдвигом линз;
- Акустика и Dante-усилители Bose;
- ЖК-панели NEC.
Техническое оснащение: путем экскурсанта
Музейный комплекс спроектирован и построен таким образом, чтобы в ходе экскурсии посетители перемещались по залам в заранее спланированном, драматургически верном порядке. Так что я тоже буду последовательно рассказывать о каждой из зон.
«Страна молодых»
С точки зрения технического оснащения, это один из самых простых залов. В коллаж из плакатов и фотографий вписаны ЖК-панели от NEC. На них циклично транслируются кадры из фильмов и хроники времен довоенного СССР. В одном месте установлена колонка направленного звука — аудиозапись слышна только тем, кто стоит напротив, и не мешает другим посетителям.
Школьный класс
Здесь воссоздан интерьер класса, в котором училась Зоя Космодемьянская. В два ряда стоят парты: старинные, с крышками. На них — перьевые ручки и чернильницы. По стенам развешаны портреты вождей, а на учительском столе стоит глобус. За окном — солнечный день, поют птицы.
Когда посетители заходят в помещение, экскурсовод запускает программу: день сменяется ночью. Голос Молотова объявляет о начале войны. Звучат автоматные очереди, взрывы. За окном пролетают самолеты. Программа длится 5 минут, после чего возвращается дневной свет.
Это достаточно интересная и сложная зона. Перед нами стояла задача синхронизировать между собой световое и звуковое шоу. Правильно настроить акустику, чтобы посетители «поверили», будто начался авианалет: синхронно со вспышками света раздаются взрывы.
Что касается организационных моментов, нужно было определиться, как именно начинается шоу. Обсуждалось два варианта работы зала: с экскурсоводом и автоматический. Остановились на первом варианте. Как только заходит группа, экскурсовод закрывает двери и по кнопке запускает программу. Чтобы никто случайно не открыл дверь во время сеанса, над входом в зал висит табло с обратным отсчетом до конца программы. Шоу достаточно громкое, а в музеях существуют определенные нормативы по уровню шума. Одна группа не должна мешать другой.
Возможность повторного нажатия кнопки ограничивается логикой на уровне процессора Crestron — сетевые команды на плеер и DMX-контроллер не отправляются до окончания шоу.
Деревня Петрищево
Зимний лес. Шумят деревья, под ногами хрустит снег. Чуть впереди — бревенчатые домики деревни Петрищево. Слышно, как вдалеке разрываются снаряды и лают собаки.
Звуки леса зациклены и проигрываются непрерывно. Это фоновая акустика. Вместе с ней в зале присутствуют инсталляции с направленным звуком — они циклично транслируют воспоминания родственников и современников Зои. Здесь мы использовали плеер BrightSign и направленную колонку Panphonics с усилителем. Внутри нее — несколько десятков миниатюрных динамиков, за счет которых звук концентрируется исключительно под колонкой.
Чуть дальше установлен деревянный экран, покрытый специальной проекционной краской. На него проецируется слайд-шоу из фотографий казни Зои. Их обнаружили в личных вещах немецкого офицера. Через встроенные динамики звучит голос матери Зои. Инсталляция не интерактивна, но пробирает до мурашек.
Окоп. Битва под Москвой
Очень интересная зона. Она представляет из себя высокий, почти в человеческий рост, окоп, припорошенный снегом. Над посетителями возвышается полноразмерный танк СУ-152 с надписью на борту: «За Зою, за сестру!»
Окоп окружен экраном, на котором в обычном режиме показывается зацикленная анимированная картинка вида из окопа. Изображение подается сразу с трех проекторов — сшивку делали вручную, стоя на стремянке, чтобы было видно весь экран. Лазерным уровнем отстреливали горизонтальные и вертикальные линии, по которым натягивали сетку (пиксельную карту) на стену. Сам окоп состоит из деревянного каркаса, поверх которого натянуто специальное покрытие. Верхний слой имитирует землю и снег.
Пожалуй, на окопе остановимся поподробнее — с ним связано несколько историй.
На момент монтажа оборудования музей все еще достраивался, поэтому нашим специалистам приходилось или ждать, пока закончатся отделочные работы в каком-то зале, или перенастраивать на лету, если что-то резко изменилось.
Танк привозили и устанавливали по частям около двух суток. Все это время мы с ужасом взирали на тяжелую конструкцию из гипса и МДФ, которая имела все шансы встать между экраном и проекторами. Сделать сшивку с первого раза не получалось физически: во время сбора танка нам 3-4 раза сбивали проекторы. Приходилось заново их выравнивать.
В процессе монтажа инженерам неоднократно приходилось идти на скромный должностной подвиг — подниматься на «окоп». Отдадим строителям должное: несмотря на очевидную декоративность конструкции, все вернулись домой целыми и невредимыми.
Точно так же, как в «классе Зои», по нажатию кнопки запускается программа: анимированный вид из окопа заменяется на фильм о битве за Москву, а перед входом загорается обратный отсчет для следующих групп. Хронометраж для таймера берется напрямую из видеофайла, поэтому, если фильм будет заменен, ничего перенастраивать не придется.
Все записи (фото, музыка, звуковые эффекты, видео и т.п.) хранятся на сервере музея, который стоит в отдельном помещении. Как только экскурсовод включает программу, контроллер отдает серверу команду на запуск видео. Параллельно дается команда на табло «Не входить, идет сеанс».
Специально для маломобильных людей видеоинформация дублируется на небольшом 32-дюймовом экране, который расположен на стенке окопа. Еще один экран демонстрирует хронологию битвы (анимированная карта битвы за Москву) — это тоже зацикленный видеофайл.
Землянка
Это классическая музейная зона. В ней воссоздан быт партизан и диверсионных отрядов. В «землянке» размещена потолочная акустика — транслируются изречения полководцев. Здесь упор сделан не на технологичность инсталляции, а на мастерство экскурсовода и обстановку.
Зал «Мир помнит о Зое»
На стенах зала размещены классические лайтбоксы с плакатами и фотографиями, а также ЖК-панель на 98 дюймов. На ней идет короткометражный фильм о Зое, снятый еще в 1944 году, во время войны. Так как была использована пассивная акустика, для передачи видео пришлось использовать приемники-передатчики по витой паре. Классика.
Зал «Бессмертного полка»
Один из самых впечатляющих залов. На полукруглую стену проецируется сшивка с трех проекторов. Построена пассивная акустика, сигнал идет с усилителя из стойки, а видео передается на проекторы через приемники-передатчики.
Здесь установлены специальные стенды с сенсорными дисплеями. Любой посетитель может указать свои ФИО, отсканировать фото и записать короткий (до 3-х минут) ролик о своем деде или другом воевавшем родственнике. Администрация музея регулярно отсматривает оставленные посетителями материалы и добавляет их в общий видеоряд на стене.
Если по какой-то причине человек не может записать ролик или забыл принести фотографию, он может оставить свой телефонный номер или электронную почту. Сотрудники музея свяжутся с ним и заберут нужные материалы.
Холл
В холле музея установлена видеостена, состоящая из 9 ЖК-панелей NEC. Весь контент поступает с одного плеера (он находится позади стены). Все плееры в музее запитываются по PoE.
Что касается акустики, аудиоплееры передают звук на аудиосистему. Далее по протоколу Dante он маршрутизируется по усилителям и через колонки попадает в уши посетителей.
Питание «чувствительного» оборудования в обязательном порядке резервируется источниками бесперебойного питания — все электролинии оборудования из зала приходят в серверную и питаются из установленного там ИБП, к которому подключена и сама стойка. Например, проекторы нельзя просто так выдергивать из розетки — лампа не успеет «штатно» охладиться. В результате проектор проработает намного меньше, чем планировалось. Или вообще выйдет из строя.
Все системы управляются с ноутбука, на котором установлена панель Crestron с билдом системы управления. Можно мониторить статусы плееров, ЖК-панелей, посмотреть, идет ли сейчас какой-то сеанс. Интерфейс дублируется на планшете, а управление отдано в руки инженеров техподдержки. Все элементы, с которыми взаимодействуют экскурсоводы, сделаны максимально babushka-friendly: нажал на кнопку, и все заработало.
Курьезы и сложности
На площадке мы столкнулись с двумя основными сложностями. Первая заключалась в том, что мультимедийное оснащение не было изначально вписано в здание — к нему приступили уже после того, как завершилось строительство и были готовы проекты всех инженерных систем. В итоге пришлось обходить воздуховоды, лотки, вешать проекторы над готовыми конструкциями и подбирать для них специфические крепления. Или выдумывать что-то кастомное. Сложности добавляли и помещения музея — при установке звуковых систем было немало «трудных» зон. Все залы экспозиции имеют округлую форму, поэтому необходимо было сделать акустический расчет и повесить звук таким образом, чтобы не было переотражений. Сложнее всего было в «окопе». Там переотражение звука возможно не только от стен экспозиции, но и от самого окопа. Кроме того, параллельно с нашей работой шла отделка и монтаж декораций. Приходилось ждать, пока коллеги по площадке не закончат покраску какой-нибудь стены или «установку» леса.
Вторая сложность — сжатые сроки. Коронавирус затормозил и стройку, и поставки оборудования, поэтому мы смогли приступить к работам на две недели позже, чем планировалось. Чтобы уложиться до открытия, иногда приходилось оставаться до утра. Зато все успели — с момента захода на площадку до финальной настройки прошло около двух с половиной недель.
Самый эпик случился перед открытием музея. Представьте себе: полночь, все оборудование, кроме приехавшей часов в 6 вечера направленной акустики, настроено и отлажено. Идут съемки и монтаж видео для открытия. И тут отключается электричество. Не только в музее, но и во всей деревне. Естественно, нельзя покидать площадку, если есть хотя бы малейший риск того, что пострадало оборудование. Но здесь переволновались не только мы — на следующее утро был запланирован не только ответственный показ ролика, съемки и монтаж которого были в самом разгаре, но и торжественное открытие музея с участием министра и губернатора. Примерно в час ночи электричество вернулось, все пожали плечами и возобновили работу. В четыре часа утра проект был полностью готов к приему первых посетителей. Но это уже, как говорится, другая история.
Похожие публикации
- Wi-Fi в музее-усадьбе Архангельское
- Музей русской эмиграции: как мы ставили датчик движения в граммофон и вообще добавляли технологий
- Виртуальный зал Эрмитажа — первый шаг к будущему по Пелевину