Парадокс (не)успешности

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Начнем с истории.

Истории запоминаются лучше и понимаются легче. Сказку про Колобка мы помним и смысл ее понимаем. А как спрягаются глаголы по временам, числам, лицам, наклонениям и родам - забыли.

Нищий математик

В конце позапрошлого века жил в Одессе обыкновенный нищий. Когда он оставил этот мир, то оказалось, что он оставил еще кое-что.

“Обыкновенный” нищий заново открыл дифференциальное исчисление.

Как Остап, “накропавший ночью при колеблющемся свете электрической лампы “Я помню чудное мгновенье”. Утром Остап получил “удар со стороны классика”, вспомнив, что “до него этот стих уже написал А.С.Пушкин”. Нищий математик удар не получил и ушел счастливым.

Счастливым, но не успешным.

Давайте оставим за рамками статьи прояснение разницы между этими понятиями.

Талант и гениальность

Очевидно, что нищий был талантлив.

Я бы сказал “гениален”. Но гениальность - продукт не только таланта. Гениальность, согласно словарю, “проявляется в выдающихся научных открытиях” и т.п.

Проявляется.

Гениальность - результат общественного признания. Если талант не признан (не важно, по каким причинам) - значит нет и гениальности.

Гениальность - высшая степень успешности. Нищий был талантлив, но его талант не смог проявиться. И случился парадокс, к которому мы скоро придем.

Что было бы, если бы?

Что случилось бы, случись профессору С.-Петербургской Академии наук, приехавшему в Одессу навестить старого друга (тоже профессора), прогуливаясь по улице Ришельевской, встретить того нищего и разговориться с ним? Скорее всего, мы знали бы еще одну фамилию “Известного российского математика”.

Но не случилось.

“Но тот нищий”,- скажете вы,- “мог сам поехать в столицу, прийти к профессору и показать ему свое открытие!”

Конечно, мог. И тогда мы знали бы еще одну выдающуюся фамилию. Но он не поехал. И мы не узнали.

Если бы человек с такими задатками оказался в кругу нужных людей, с которыми имел возможность общаться, то неизвестно, что бы он еще открыл. Недавно знакомый программист жаловался мне, что несколько минут разговора с человеком, который понимает, о чем речь, иногда позволяет …

Ценность общения понимает любой специалист в любой области.

Совсем чуть-чуть философии

Талантливый, но несостоявшийся нищий-математик был “вещью в себе”. Успех же предполагает, что человек становится “вещью для нас”.

Как ни крути, но все, что мы имеем (начиная с тела, нижнего белья и теорий) мы получаем от других людей.

Обмен, дамы и господа - вот что рулит в этом мире!

Общение -  волшебная кнопка, нажав которую, не обязательно станешь гениальным, но обязательно - более успешным. Обратное также верно.

Общаясь с тем программистом я и сформулировал противоречие, которое в заголовке.

Слушая его, я вспоминал свою историю. Как из младшего научного сотрудника отраслевого НИИ, еще не успев защититься, получил приглашение и сразу после защиты стал заведующим лабораторией НИИ академического. А через год и научного центра АН СССР.

Мне неприятно об этом говорить теперь, но и тогда я подозревал, что не более талантлив, чем некоторые другие окружавшие меня тогда люди. Уже остепененные. Уже имевшие большой опыт работы. Единственная причина (как я теперь понимаю), по которой Случай обратил на меня внимание, и была той “волшебной” кнопкой.

Допустим, вы специалист

Действительно хороший специалист.

Тогда с огромной долей вероятности вы страдаете от синдрома, который в психологии называется умным словом “мотивированное мышление”.

Мы все страдаем (давайте честно) от ложного представления о себе, как о “Пупе Земли”. А если случается, что мы становимся неплохими специалистами в какой-то области - тут самомнение накрывает нас с головой.

Мы начинаем думать, что наша квалификация самоочевидна для всех, поэтому “Придут и сами дадут”. Усугубляет ситуацию, что иногда именно так и происходит.

Это заблуждение тоже имеет умное название в психологии: “Лотерейное заблуждение”. Мы уверены, что чудо случится именно с нами.

Помните, что ответил М.С.Паниковский на вопрос Шуры Балаганова?

“Почему вы думаете, что они золотые?

“А какими же им быть?

Проблема действительно хорошего специалиста в том, что он специалист.

Поэтому не видит дальше собственного носа (пардон - специальности). Вспоминаем про обмен, волшебную таблетку общения.

Общение - это другая специальность, в которой узкий специалист - не специалист. Но ум, как заметил дедушка Фрейд, работает по принципу “Все похоже на все”.

“Если я отличный кодер (не ругайтесь, я знаю разницу между программистом и кодером)”,- думает специалист,- “То уж как и с кем разговаривать - разберусь”.

“Тщеславие - мой самый любимый грех” (“Адвокат дьявола”)

“Давайте, наконец про то, что в заголовке!”

Давайте.

Давайте вспомним, что прежде всего и главным образом мы -  люди, а уже потом - специалисты.

Вы когда-нибудь задумывались, что значит “Повышение по службе”?

Это значит “Приблизить человека к себе”.

Чем выше забирается специалист по служебной лестнице, тем ближе становится к владельцу бизнеса как к человеку. Постепенно, но ближе и ближе.

Сначала ближе к начальнику проекта, потом отдела, потом … Зависит, в какой структуре вы работаете. Но принцип остается верным.

Любой человек инстинктивно хочет общаться с тем (сейчас будет тавтология) кто лучше общается.

“В конце концов, это моя жизнь”,- думает где-то в мозжечке любой из нас. “И если уж я имею возможность выбирать, то выберу того специалиста, в общении с которым мне будет приятнее”.

Понимаете?

Профессионализм важен, но он, как ни странно, вторичен.

Принимая чужого человека в компанию, я рассматриваю его профессионализм как своего рода компенсацию, плату за необходимость общаться не с друзьями - подружками, а с совершенно чужим человеком.

Я, конечно знаю, что “панибратство” - не вариант. Вылетишь с рынка - и не заметишь. Продукт на-гора выдавать необходимо, а для этого нужны хорошие специалисты. Но есть грань, переходить которую я тоже не согласен.

Вот и балансирует владелец бизнеса между “нравится” и “полезен”.

А поскольку никто из нас не совершенен, то баланс в абсолютном большинстве случаем склоняется именно в человеческую, не совершенную сторону.

А если разница в профессионализме специалистов, число которых N,  равна X, где X стремится к незначительной, а без внимательного рассматривания - к пренебрежимо малой величине? Кто из специалистов тогда оказывается в выигрыше, становится успешнее коллег?

Вот мы и получили противоречие, почти по Гегелю

  • Нужно быть узким специалистом, чтобы быть полезным.

  • Нужно быть широким специалистом (то есть не специалистом), чтобы видеть и понимать жизнь широко, уметь общаться с людьми, не зацикливаться на деталях, существенных для дела, но вредных для отношений.        

“Ну, куды крестьянину податься?” (“Чапаев”)

Ум работает на противоречиях.Ум любит противоречия. Противоречия - это и инструмент, и материал для размышлений. Это было известно за тысячи лет до Гегеля.

А чего ум не любит - так это готовых ответов.

Знаете, что ум делает с готовыми ответами? То же, что скворец с мягкой ватой, засунутой в скворечник пионерами. Отрицает, как не свое, и выбрасывает.

Это не рационально, но это есть.

Если у вас есть дети-подростки, или вы помните себя в подростковом возрасте, то понимаете.

Поэтому разрешите мне обойтись без “выводов и рекомендаций”. Вместо выводов я вспомню детство.

Вместо выводов

Я учился в школе в разгар начала застоя. Одна из идей, которую учителя внедрили в мой не успевший развиться ум, была такой:

“Нет такой профессии - “Хороший парень”.

Оказалось есть. Что не означает, что не нужно быть хорошим специалистом.

Я же говорю: противоречие.

Источник: https://habr.com/ru/post/660383/


Интересные статьи

Интересные статьи

В этой статье мы популярно объясняем на собственном опыте как организовать массовую выгрузку, обработку и загрузку фотографий товаров из Bitrix, используя Python и минимальное количество SQL. Для проч...
Один из ключевых сценариев работы в CRM это общение с клиентом в удобном для него канале. По почте, по телефону, по SMS или в мессенджере. Особенно выделяется WhatsApp — интеграцию с ...
В 2019 году люди знакомятся с брендом, выбирают и, что самое главное, ПОКУПАЮТ через интернет. Сегодня практически у любого бизнеса есть свой сайт — от личных блогов, зарабатывающих на рекламе, до инт...
Если вы последние лет десять следите за обновлениями «коробочной версии» Битрикса (не 24), то давно уже заметили, что обновляется только модуль магазина и его окружение. Все остальные модули как ...
С версии 12.0 в Bitrix Framework доступно создание резервных копий в автоматическом режиме. Задание параметров автоматического резервного копирования производится в Административной части на странице ...