Почтовые Технологии — как мы цифровизируем Почту России

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Цифровая трансформация сегодня — как Bluetooth лет десять назад: все убеждены, что с ним всё становится лучше. Даже если он по факту вообще не нужен. С трансформацией история похожая — ее пытаются внедрять все компании, чтобы не сойти с парохода современности (у других-то есть, значит, и нам надо) и немного повысить привлекательность бренда работодателя в глазах потенциальных сотрудников.

Проблема в том, что часто за такой «трансформацией» скрывается лишь базовая цифровизация пары очевидных штук и закупка цветных маркеров (это порой срабатывает как сертификат об успешном внедрении Agile в ряде компаний).

Но есть отрасли и компании, которым цифровая трансформация показана, даже более чем. Особенно когда речь идет об огромных организациях, где деятельность сопровождается десятками согласований, заполнением бланков (бумажных, от руки, да). Там, где правильно внедренные технологии смогут не только спасти леса Сибири от превращения в миллиарды квитанций для населения или временных бумажных пропусков, но и существенно ускорить и упростить уже имеющиеся процессы, чтобы и конечному потребителю услуг стало сильно проще, и с сотрудников снять откровенно механическую работу.

В общем, по названию нашего блога вы уже поняли, что говорить мы будем о нашей любимой Почте и о том, как мы делаем ее цифровой. Под катом — с чего все начиналось, что мы делаем сейчас и какие у нас планы на будущее.

Попытки поставить Почту на правильные цифровые рельсы датируются 2014 годом. Тогда из публичных штук у нас был только портал russianpost.ru, единственной функцией которого было отслеживание посылок по трек-номеру. Выглядел этот портал вот так:



Внутренние процессы тоже требовали определенной доработки. Но заданный в 2014 году импульс на улучшение ситуации сработал, и технологии стали потихоньку менять Почту изнутри и снаружи.

Все изменения, которые вы видите в Почте сейчас и о которых мы расскажем в посте, были бы невозможны без основательной переделки внутренних процессов. Мы внедрили корпоративную шину данных, создав единый стандарт, регламентирующий передачу данных (и ускоряющий ее). Появилась централизованная CRM для коммерческих блоков, позволяющая эффективно работать с клиентами. После 2015 мы оптимизировали логистические системы, и у нас в 10 раз выросли обороты по посылкам. Мы ощутимо ускорили фронт в плане работы отделений и многое, много другое, от работы казначейства и кадрового учета до единого фронта ЕАС ОПС (Единая Автоматизированная Система Отделения Почтовой Связи ).

Для сравнения: в 2013 мы доставляли примерно 110,7 млн посылок в год (суммарно, включая импортные и экспортные, мелкие пакеты, EMS, в общем, всё). В 2015 цифра выросла до 194 млн, а в этом году уже доставлено более 483 миллионов.

Сначала мы сделали Data Cloud, в рамках которого осуществляли сбор данных и их тщательную очистку. А данных в Почте столько, что это уже не просто Big Data, это Huge Data — мы второй по величине работодатель в РФ (после РЖД), почти каждый житель страны так или иначе пользовался и продолжает пользоваться нашими услугами. Ведь Почта — это не просто посылку родственникам послать или заказать новый чехол для смартфона с Али, это и всевозможные квитанции от государственных органов. Когда вам приходит счет за квартиру и ЖКХ от единого расчетного центра — это квитанции, которые были напечатаны и разосланы по всем адресам нами. То же самое с письмами от налоговой, со штрафами от ГИБДД и прочими важными вещами.

Кстати, эти вещи мы тоже перевели на электронные рельсы, сделав возможность получать заказные письма от инстанций в электронном виде. Так и быстрее, и бумага экономится. Если вы видели соответствующую галочку в настройках приложения Госуслуг — это мы, да. А еще подписаться на получение заказных писем в электронном виде можно на нашем сайте — достаточно зарегистрироваться в системе и получить простую электронную подпись (потребуется разово залогиниться в Госуслуги).



На самом деле, сейчас сайт часто продолжают использовать просто в плане «Где там моя посылка уже», трекая ее по номеру. Но полноценная регистрация в системе дает ряд плюшек.

  • Если вы подтвердите в профиле номер телефона, мы будем автоматически добавлять в ваш аккаунт все поступившие посылки, на которых указан ваш телефон.
  • Мы сможем присылать в приложение пуш о том, что пора забрать в отделении посылку, когда вы будете проходить мимо этого отделения
  • Вам станет доступна возможность получать письма от инстанций в электронном виде в приложение.
  • Для получения посылки в отделении вам не понадобится паспорт и квитанция — в приложении будет штрих-код для каждой из посылок. Оператор сканирует его, присылает вам SMS, вы называете код и получаете посылку. Без бумаг. Сейчас почти 80% посылок получают так.




Иногда мало просто получить от органов уведомление о каком-либо событии. Система несовершенна, и временами получается так, что те же уведомления от налоговой или автомобильные штрафы приходится оспаривать. Люди иногда забивают на это, потому что официальный ответ на всё это приходится писать таким же заказным письмом, но уже в бумажном виде. Или сходить в ГИБДД самостоятельно и поговорить с этими милыми людьми там.

В идеале — сделать так, чтобы у пользователя была возможность не только прочесть письма от инстанций, но и ответить на них сразу в электронном виде. Это позволит людям подписывать такие ответы простой электронной подписью и сделать отправку ответа юридически значимым актом. То есть письмо точно не затеряется и будет принято на том конце в нужное время. Пока подробнее здесь рассказать не о чем, но мы работаем над этим.

Не обошлось без изменений и внутренних процессов. Было время, когда на сортировке посылок почти не было автоматики, и все зависело от людей. Люди просматривали параметры посылок, раскладывали их ручками по разным ящикам для дальнейшей транспортировки и прочее. А людям свойственно уставать. Даже в пределах нормированной рабочей смены в условиях постоянного потока посылок, писем, бандеролей — глаз замылится, это вопрос времени. Вот и возникали ситуации с потерей посылок или отправлением их не туда, из-за чего на следующих сортировках такую посылку могли вернуть на предыдущий этап. А это время и нервы.

Мы реализовали проект «Сортмастер», о котором подробнее расскажем отдельно. Это решение позволяет автоматически на конвейерной ленте сканировать поточно множество посылок, чтобы та или иная посылка отправилась в следующий сортировочный центр.

Бизнес и Почта


В самом начале пути с обслуживанием бизнеса все было довольно сложно. Потому что для того, чтобы нормально подключить свой бизнес к Почте, тебе требовалось думать, как Почта, говорить, как Почта, в общем — быть Почтой.

Допустим, у клиента был интернет-магазин, и он хотел подключить возможность доставки товара через нас. В то время для этого требовалось написать кучу писем, причем именно на понятном языке для сотрудника Почты, с учетом всех наших страшных внутренних аббревиатур, номенклатурных названий отправлений и прочих радостей. Для простых смертных этот путь был фактически закрыт.

Сначала клиенту надо было выбрать нужную услугу, список которых выглядел так.



Довольно запутанно. Как и интерфейс сотрудника в то время:



Рынок отреагировал на это появлением прослоек-агрегаторов, которые помогали бизнесу подключаться к Почте.

Мы поняли, что это не выход, и надо уже сделать что-то свое, при этом максимально удобное для всех — и небольших бизнесов, которым просто требуется прогонять через нас свои отправления клиентам, и огромным компаниям, которым мы предоставляем все под ключ — удобные интерфейсы проверки адресов, отправки товаров, трекинг посылок и прочее.

В итоге сейчас получается, что даже крупный бизнес может заниматься только интернет-магазином, оставив нам как хранение товаров на наших же складах, так и их отправку и полноценный учет. Для этого у нас есть полнофункциональное API, который можно легко подцепить к любой своей системе (ERP, CMS, CRM, etc), и удобный интерфейс.



Любой клиент может загрузить в систему имеющиеся отправления, быстро рассчитать стоимость такой пересылки, а еще получить подробные отчеты как о движении самих отправлений, так и он финансах. Все бланки с нужными реквизитами и кодами формируются автоматически.





API может многое и покрывает все шаги, от формирования посылки до отслеживания ее вручения.



Мы сделали для бизнеса единую точку входа — otpravka.pochta.ru

Если клиент небольшой или ему просто не хочется заморачиваться с API — есть удобная веб-версия с теми же функциями.

Еще полезная штука для бизнеса — можно обмениваться документацией онлайн с помощью электронной цифровой подписи.



Это что касается работы с бизнесом и людьми. Параллельно вместе с переформатированием интерфейса для клиентов мы переделали его и для оператора. Ведь удобно и красиво должно быть не только по одну сторону монитора, но и под капотом.

С нашей стороны


Раньше это выглядело вот так и этим можно было пугать новых сотрудников.



Теперь — вот так:



Почта — огромная структура с представительствами по всей стране, включая ее самые отдаленные уголки. Второй по величине работодатель в России. Поменять её в пару кликов не выйдет. Но мы уже начали.

Если у вас есть какие-то предложения или обратная связь по работе наших сервисов или приложений, можете смело писать в комментарии или мне в личку.
Источник: https://habr.com/ru/company/posttech/blog/461985/


Интересные статьи

Интересные статьи

Двадцать пятого сентября прошёл прямой фир с Американом МакГи — легендарным геймдизайнером, создателем American McGee’s Alice. Кроме Алисы, Американ также работал над ландшафтами ...
Кто бы что ни говорил, но я считаю, что изобретение велосипедов — штука полезная. Использование готовых библиотек и фреймворков, конечно, хорошо, но порой стоит их отложить и создать ...
Периодически мне в разных вариантах задают вопрос, который «в среднем» звучит так: «что лучше: заказать интернет-магазин на бесплатной CMS или купить готовое решение на 1С-Битрикс и сделать магазин на...
В статье описаны необходимые параметры сервера для оптимальной работы сайта на платформе 1С-Битрикс.
82 сантиметра между сиденьями. Европейская компания Lux Express возит пассажиров автобусами из Москвы и Петербурга в Таллин, Ригу, Хельсинки и города Восточной Эстонии (Нарва, Силламяэ, Йыхв...