Всем привет! Эмоциональный интеллект – термин, который уже довольно давно знаком нам, и все мы в курсе, зачем и как его нужно развивать. Понятие «цифровой интеллект» появилось сравнительно недавно, но по мере того, что люди из всех социальных сфер погружаются в digitial-среду все больше и больше, сейчас он не менее важен. В этой статье я хочу рассказать вам о том, что такое цифровой интеллект, и поделиться идеями, как можно развивать его у самых восприимчивых пользователей гаджетов – у детей.
Матчасть. Термин и цифры
Эксперты прогнозируют, что 90% населения будет подключено к интернету в течение ближайших 10 лет. В статье Стефани Томпсон (редактора журнала Всемирного экономического форума) был проведен опрос 800 экспертов и руководителей в ИТ-отрасли, чтобы понять, как выглядит наше цифровое будущее. Более подробно можно посмотреть здесь
Статистика опроса
С каждым годом становится всё труднее справляться с быстрым ростом технологий и адаптироваться к ним. Поэтому человечеству необходимо приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира. Для того, чтобы приспособиться к новым ситуациям выживания, природа снабдила человека интеллектом. Существует теория Множественного интеллекта Гарварда Гарднера, согласно которой у человека существует несколько видов интеллекта: лингвистический, логико–математический, пространственный, музыкальный, телесно–кинестетический, личностный модуль. На сегодняшний день в такую классификацию добавлен эмоциональный и социальный интеллект. Каждый вид интеллекта развивается по-разному.
Какой интеллект необходим для умения обращаться с гаджетами, поиска необходимой информации в интернете, общения в социальных сетях, и других навыков необходимых для существования в современном мире информационных технологий? Базируются ли эти навыки на уже известной форме интеллекта или для этого необходим «новый» интеллект?
Да, такой интеллект существует и недавно ученые выделили такое понятие как Digital quotient (DQ) «Цифровой интеллект». Термин «Цифровой интеллект» это абсолютно новое понятие, которое не стоит путать с искусственным интеллектом и машинным обучением. Например, профессор Yuhyun Park в своих исследованиях дает следующее определение цифрового интеллекта:
«Цифровой интеллект (DQ) — это комплексный набор технических, когнитивных и социально – эмоциональных компетенций, которые позволяют людям решать задачи цифровой жизни и адаптироваться к ним».
Он включает следующие структуры: Цифровая идентификация, Цифровые права, Цифровая грамотность, Цифровая связь, Цифровой эмоциональный, Цифровая безопасность, Цифровая надежность, Цифровое использование.
И вот более наглядно:
Развитие цифрового интеллекта: практическое применение
Итак, в нашем могучем человеческом мозге появилось место для еще одного вида интеллекта. Это прекрасно! Но для чего мы можем применить его развитие на практике?
Одно из главных – борьба с киберпреступностью!
Статистика киберпреступности
По результатам ежегодного исследования Norton Cybercrime Report, одного из крупнейших в мире исследований в сфере киберпреступлений в отношении пользователей, ущерб от киберпреступности за 2021 год будет оценивать в 6 триллионов долларов. Согласно результатам исследования, каждую секунду 18 пользователей старше восемнадцати лет становятся жертвами киберпреступности, ежедневно это более полутора миллионов жертв в мире. Средний ущерб от кибератаки на одного среднестатистического пользователя составляет $197. За последний год примерно 556 миллионов пользователей старше 18 лет во всем мире пострадали от киберпреступности, – это больше, чем все население Европейского Союза. Полную статистику можно найти, например вот тут. Цифры выглядят не очень, правда? К сожалению, жертвами мошенников становятся не только пожилые люди, но и молодежь, которая игнорирует правила безопасности в Интернете. Именно поэтому необходимо начинать прививать цифровую грамотность еще с детства.
Развиваем DQ у детей
Когда родители не знают, как объяснить маленькому человеку, почему нельзя разговаривать с незнакомцами и открывать дверь без взрослых дома, они просто говорят: «Нет – значит, нет». То же самое касается гаджетов и Интернета. Есть две крайности: либо родители просто отдают ребенку айпад и никак не ограничивают его использование, либо же планшет или телефон становятся предметом вожделения, который выдается раз в неделю за хорошее поведение. Так тоже неправильно: дети так или иначе должны познать цифровую среду и научиться комфортно существовать в ней без угрозы для их реальной безопасности
Тем более, что гаджеты – это не всегда вселенское зло для детей. Кроме доступа к актуальным сейчас онлайн-занятиям, существует много интересных приложений которые развивают критическое мышление, интеллект и многие другие навыки: например, Меморадо, Mekorama, Minecraft, в котором можно постигать азы программирования и т.д.
Метод «Помидоро»
Эта техника тайм-менеджмента, которую часто рекомендуют для работы, пригодится и в развитии DQ у детей: учимся соблюдать баланс между цифровой и реальной жизнью. 25 минут учим уроки или занимаемся домашними делами, далее делаем пятиминутный перерыв на игру или соцсети, затем снова 25 минут работы. Для детей понятие времени идет не так как у взрослых, и даже не каждый взрослый умеет управлять им. Поэтому этот метод стал очень хорошим помощником – психологически ребенку стало проще переключаться, так как он знает, что когда закончит выполнять свои обязанности, он снова сможет поиграть определенное время.
Жулик, не воруй
Когда фундамент обращения с гаджетами заложен, можно начинать рассказывать ребенку о безопасности в Сети. Эта задача оказалась сложнее: для моей дочки мошенник в интернете, в отличие от того же незнакомца на улице, – это что-то совсем абстрактное и мифическое. Здесь помогает проговаривание и сказки, особенно сказки про жуликов в интернете. У Л. Петрановской есть хороший цикл книг «Что делать если…?» – это про трудные моменты в реальной жизни и как с ними справляться ребенку. Вот если бы кто-то ещё написал такую книгу для детей про киберпреступность…
Следующий момент, который мы стали прорабатывать – это приватность. Как и многим детям, в один прекрасный момент нашей дочери захотелось снимать и выкладывать всю свою жизнь в Instagram, Youtube, Likee, TikTok и так далее. Вначале мы поддались самому простому и неправильному способу: забили на объяснение и просто сказали: «Нет и все». Но в какой-то момент все-таки пришлось выйти на разговор. И мы стали объяснять на довольно понятных терминах ребенку о том, что нужно думать о том, что ты хочешь разместить в интернете, рассказали историю про мошенников, которые могут воспользоваться информацией, полученной из этих видео и как они могут навредить ей. И она нас услышала! В таких разговорах хорошо помогает метод коучинга и вопросов: например, «Для чего тебе это?» и «Что ты хочешь показать людям?», чтобы ребенок мог сам смог задуматься, насколько это ему необходимо. На своем опыте я поняла, что дети готовы к серьезным разговорам. Чаще всего не готовы взрослые, потому что не всегда понимают, как объяснить и донести свою мысль до ребенка.
Конечно, мы еще не все проговорили с нашим ребенком. Например, как справляться с кибербуллингом, как защитить себя в интернете, как управлять цифровой эмпатией. Но зерно посеяно, и оно явно дает плоды.
Есть ли у вас опыт обучения ребенка тому, как использовать гаджеты и находиться в Сети? Буду рада, если вы поделитесь им в комментариях!