Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
О том, как удобно писать на Rx, какие операторы и сущности в нём есть, как делать запросы в сеть и работать с многопоточностью, не писал разве что ленивый. Кто-то рассказывает, что можно «обмазаться» Rx-ом на всех уровнях архитектуры и приложение станет реактивным, а разработка — в разы быстрее. Но как только слова доходят до дела, то встаёт множество вопросов, как подружить Rx со спецификой UI и системными API и зачем нужен Rx, кроме как для многопоточности. В этой статье я хотел бы рассказать о нашем видении разработки в реактивном стиле и на реальных примерах показать, как он упрощает жизнь.
Наверное, многие видели доклад Джейка Вортона про RxJava2. Всем, кто не смотрел, категорически советую. В нём не столь важно описание того, что умеет RxJava и какие объекты там есть. В этом докладе Вортон показал проблему нереактивных подходов к разработке — неочевидность потоков обработки данных, отсутствие чёткого и однонаправленного пути, по которому идут события, начиная от пользовательского ввода и заканчивая изменением интерфейса, которое повлекли действия пользователя.
И эта проблема очень сильно прослеживается в MVP. То, что Presenter и View имеют ссылки друг на друга, ставит крест на однонаправленности данных; начинаются споры о том, насколько View должна быть пассивной, а в это время дебаггером приходится гулять по коду от одного метода к другому, чтобы отследить цепочку действий. Эту проблему начинают решать MVVM и подобные подходы, и мы пошли по их пути.
Команда Android-разработки FunCorp вдохновилась докладом Вортона и решила попробовать написать абсолютно всё на Rx. Изначально такой цели не было, но по ходу дела мы поняли, что использование реактивного подхода в тех местах, где он кажется очень странным, сильно упрощает жизнь и делает код очевиднее.
Первое, что мы сделали, это подключили RxBinding — теперь наши View умеют в Rx. Это начало любого действия в приложении, то есть начало цепочки обработки данных.
implementation "com.jakewharton.rxbinding3:rxbinding-core:$rx_binding_version"
Мы решили, что View будет максимально пассивной и не будет самостоятельно инициировать никаких действий.
У View есть два типа методов:
- изменения какого-либо свойства;
- наблюдатель на событие пользовательского ввода.
class AuthFullRegistrationView @Inject constructor(): BaseArchView() {
fun doneClick(): Observable<Unit> = viewHolder.doneBtn.clicks()
fun loginClick(): Observable<Unit> = viewHolder.loginBtn.clicks()
fun nicknameText(): Observable<CharSequence> = viewHolder.nickname.textChanges()
fun passwordText(): Observable<CharSequence> = viewHolder.password.textChanges()
fun emailText(): Observable<CharSequence> = viewHolder.email.textChanges()
fun setNickname(nickname: String?) {
viewHolder.nickname.setText(nickname)
}
fun setNicknameError(enabled: Boolean, text: String? = null) {
viewHolder.nicknameRegistrationView.error = text
viewHolder.nicknameRegistrationView.isErrorEnabled = enabled
}
fun setEmailError(enabled: Boolean, text: String? = null) {
viewHolder.emailRegistrationView.error = text
viewHolder.emailRegistrationView.isErrorEnabled = enabled
}
fun setPasswordError(enabled: Boolean, text: String? = null) {
viewHolder.passwordRegistrationView.error = text
viewHolder.passwordRegistrationView.isErrorEnabled = enabled
}
}
Такие View становятся максимально переиспользуемыми, так как ни от кого не зависят (чего нельзя сказать о View в MVP).
Бизнес-логика и пользовательские действия соединяются в Presenter. Presenter подписывает изменение доменной модели на события от View. В onNext/OnError View обновляется исходя из итогового состояния модели. В самом простом варианте это выглядит так:
archView.loginClick()
.subscribe { authNavigationController.goToLogin(LoginParams()) }
Сразу встаёт вопрос о том, как отписывать все эти цепочки действий при уходе с экрана. Он решается через CompositeDisposable и экстеншен-функцию.
abstract class SimpleArchPresenter<V: ArchView> {
var args: Any? = null
var state: Bundle? = null
val compositeDisposable = CompositeDisposable()
@CallSuper
open fun bindIntents(archView: V) {
}
@CallSuper
open fun unbindIntents() {
compositeDisposable.clear()
}
}
fun Disposable.addToDisposable(compositeDisposable: CompositeDisposable): Disposable {
compositeDisposable.add(this)
return this
}
Теперь наша цепочка приобретает следующий вид:
archView.loginClick()
.subscribe { authNavigationController.goToLogin(LoginParams()) }
.addToDisposable(compositeDisposable)
Появляются более сложные сценарии обработки. Например, регистрация пользователя:
- клик по кнопке Sign in;
- считываем имя пользователя и пароль из полей ввода
- запрос к API;
- в случае успеха переходим на следующий экран или показываем ошибку.
private fun bindRegistrationFlow(archView: AuthFullRegistrationView) {
val handleFields = Observable
.zip(archView.nicknameText(), archView.emailText(), archView.passwordText(),
Function3{ nicknameText: CharSequence, emailText: CharSequence, passwordText: CharSequence ->
FullRegistrationInteractor.RegisterFields(nicknameText, passwordText, emailText)
})
.take(1)
archView.doneClick()
.flatMap { handleFields }
.flatMap {
fullRegistrationInteractor.registration(it)
.subscribeOn(Schedulers.io())
}
.safeResponseSubscribe({ authNavigationController.goToVerifyNewEmail() },
{ handleError(archView, it) })
.addToDisposable(compositeDisposable)
}
Далее мы понимаем, что пока идёт запрос в сеть, нам нужно показать индикатор прогресса. В классическом варианте показ и скрытие диалога находятся в разных местах и разбивают цепочку действий.
У нас есть следующий экстеншен:
/**
* if we hide progress with delay and after that this observable is completed, doOnDispose not
* called and we dont reset delayed progress
*/
fun <E, T> Observable<E>.withProgress(progress: ProgressDelegate, action: (data: E) -> Observable<T>): Observable<T> {
return this.flatMap {
action.invoke(it)
.doOnSubscribe { progress.show() }
.observeOn(AndroidSchedulers.mainThread())
.doFinally {
progress.hide()
}
}
}
interface ProgressDelegate {
fun show()
fun hide()
}
Внутрь функции передаётся Observable, который оборачивается в показ прогресса на onSubscribe и его скрытие на onFinally.
Дефолтная реализация прогресса представлена ниже.
class ProgressDialogManager constructor(activity: Activity, defaultMessage: CharSequence) : ProgressDelegate {
private val progressDialog = ProgressDialog(activity)
init {
progressDialog.setCancelable(false)
progressDialog.setMessage(defaultMessage)
}
override fun show() {
if (progressDialog.isShowing) return
progressDialog.show()
}
override fun hide() {
if (!progressDialog.isShowing) return
progressDialog.dismiss()
}
}
Но и также есть реализации ProgressDelegate, добавляющие в RecycleView в конец списка элемент с прогрессом:
private class StatisticsServersListProgressDelegate(private val statisticsServersAdapter: StatisticsServersAdapter) : ProgressDelegate {
override fun show() {
with(statisticsServersAdapter) {
transaction {
clear()
add(ArchAdapterItem(PROGRESS_VIEW_TYPE.toString(),
SimpleProgressItemData(isFooter = false),
PROGRESS_VIEW_TYPE))
}
}
}
override fun hide() {
statisticsServersAdapter.removeItem(PROGRESS_VIEW_TYPE.toString())
}
}
Или, например, экстеншен, добавляющий задержку на показ любой реализации ProgressDelegate, позволяющий убрать мелькания диалогов на коротких действиях.
class DelayedProgressDelegate internal constructor(private val progressDelegate: ProgressDelegate,
private val delayTimeMillis: Long = SHOW_DELAY_MILLIS) : ProgressDelegate {
companion object {
private const val SHOW_DELAY_MILLIS = 800L
}
enum class ProgressState {
SHOW,
HIDE
}
private val stateChangeListener = object : StateMachine.StateChangeListener<ProgressState> {
override fun onStateChanged(oldState: ProgressState, newState: ProgressState) {
when (newState) {
ProgressState.SHOW -> progressDelegate.show()
ProgressState.HIDE -> progressDelegate.hide()
}
}
}
private val stateMachine = StateMachine(ProgressState.HIDE, stateChangeListener)
override fun show() {
stateMachine.gotoState(ProgressState.SHOW, delayTimeMillis, true)
}
override fun hide() {
stateMachine.gotoState(ProgressState.HIDE, 0, true)
}
fun reset() {
stateMachine.clear()
}
}
Этот экстеншен можно использовать с абсолютно любыми реализациями диалогов.
В итоге вышеописанный пример принимает следующий вид:
private fun bindRegistrationFlow(archView: AuthFullRegistrationView) {
val handleFields = Observable
.zip(archView.nicknameText(), archView.emailText(), archView.passwordText(),
Function3{ nicknameText: CharSequence, emailText: CharSequence, passwordText: CharSequence ->
FullRegistrationInteractor.RegisterFields(nicknameText, passwordText, emailText)
})
.take(1)
archView.doneClick()
.flatMap { handleFields }
.withProgress(progressDialogManager.delayed()) { // flatMap -> withProgress
fullRegistrationInteractor.registration(it)
.subscribeOn(Schedulers.io())
}
.safeResponseSubscribe({ authNavigationController.goToVerifyNewEmail(VerifyEmailParams(archView.getEmailText())) },
{ handleError(archView, it) })
.addToDisposable(compositeDisposable)
}
В этот момент мы поняли, что любые диалоги проще показывать через Rx.
fun createSimpleDialog(@StringRes messageId: Int, @StringRes positiveTitle: Int, @StringRes negativeTitle: Int,
postCreateDialogAction: (dialog: AlertDialog) -> Unit = {}): Observable<Boolean> {
val result = BehaviorSubject.create<Boolean>()
val dialog = AlertDialog.Builder(activity, styleId)
.setMessage(messageId)
.setPositiveButton(positiveTitle) { _, _ -> result.onNext(true) }
.setNegativeButton(negativeTitle) { _, _ -> result.onNext(false) }
.create()
dialog.setOnDismissListener { result.onComplete() }
return result.doOnSubscribe {
dialog.show()
postCreateDialogAction.invoke(dialog)
}
.subscribeOn(AndroidSchedulers.mainThread())
.doOnDispose { dialog.dismiss() }
}
Вся цепочка удаления сервера принимает следующий вид:
private fun bindDeleteMenuItem(archView: CurrentServerArchView, server: ServerEntity) {
archView.serverMenuDeleteClicks()
.concatMap {
alertDialogRxFactory.createSimpleDialog(R.string.delete_server_alert_message,
R.string.common_yes,
R.string.common_no)
}
.filter { it }
.withProgress(progressDialogManager.delayed()) {
deleteServerInteractor.deleteServer(server.id)
.subscribeOn(Schedulers.io())
}
.safeResponseSubscribe(onError = {
errorDialogProvider.showModelError(it)
})
.addToDisposable(serverActions)
}
archView.serverMenuDeleteClicks — это клик по элементу меню, который тоже обрабатывается реактивно.
class ActionMenuArchView @Inject constructor(private val activity: Activity) : BaseArchView() {
val items: List<MenuItem> get() = menuView.menu.items()
val menuClicks: Observable<MenuItem> by lazy { menuView.menuClicks().share() }
private val menuView: ActionMenuView get() = viewHolder.view as ActionMenuView
fun inflateMenu(@MenuRes menu: Int): List<MenuItem> {
menuView.menu.clear()
activity.menuInflater.inflate(menu, menuView.menu)
return items
}
fun itemClicks(@IdRes itemId: Int): Observable<MenuItem> =
menuClicks.filter { it.itemId == itemId }
}
Для примера, показ диалогов с календарём:
fun openCalendar(activity: Activity): Observable<Date> {
val result = BehaviorSubject.create<Date>()
val dateCalendar = Calendar.getInstance()
dateCalendar.timeInMillis = System.currentTimeMillis()
val dialog = DatePickerDialog(activity,
DatePickerDialog.OnDateSetListener { _, year, month, dayOfMonth ->
val calendar = Calendar.getInstance()
calendar.set(year, month, dayOfMonth)
result.onNext(calendar.time)
result.onComplete()
},dateCalendar.get(Calendar.YEAR),
dateCalendar.get(Calendar.MONTH),
dateCalendar.get(Calendar.DAY_OF_MONTH)
)
dialog.setOnDismissListener { result.onComplete() }
dialog.show()
return result.doOnDispose { dialog.dismiss() }
}
Или выбором пола:
fun openSexChooser(activity: Activity): Observable<String> {
val result = BehaviorSubject.create<String>()
val items = arrayOf("Male", "Female")
val builder = AlertDialog.Builder(activity)
builder.setItems(items) { _, which ->
result.onNext(items[which])
result.onComplete()
}
val alertDialog = builder.create()
alertDialog.setOnDismissListener { result.onComplete() }
alertDialog.show()
return result.doOnDispose { alertDialog.dismiss() }
}
Правильнее показывать диалог в doOnSubscribe, но никто не идеален:)
Почему это очень удобно?
- диалог полностью отвязывается от жизненного цикла;
- диалог полностью отвязывается от действий, которые он инициирует, и его можно легко переиспользовать;
- диалог остаётся частью цепочки действий, а не разбивает её на «до» и «после» и не теряется контекст действия;
- как результат предыдущего пункта — не падает читаемость кода.
Жизненный цикл
Далее можно обернуть вызовы методов жизненного цикла. Зачем? Например, чтобы повторить поведение, аналогичное LiveData, т.е. чтобы не обновлять UI между onPause и onResume.
@ActivityScope
class ActivityLifecycleDispatcher @Inject constructor() {
private val isResumedSubject = BehaviorSubject.create<Boolean>()
fun isResumed(): Observable<Boolean> = isResumedSubject
fun onResumed(isResumed: Boolean) {
isResumedSubject.onNext(isResumed)
}
}
private fun startServers() {
updateServersDisposable?.dispose()
updateServersDisposable = visibleScreen()
.flatMap { serversInteractor.load().repeatWhen { it.delay(UPDATING_PERIOD_SECONDS, TimeUnit.SECONDS) } }
.subscribeOn(Schedulers.io())
.subscribe()
}
private fun visibleScreen() = activityLifecycleDispatcher.isResumed().filter { it }.take(1)
Здесь мы периодически обновляем список серверов, но только если экран виден пользователю.
Таким же образом можно обрабатывать onNewIntent.
@ActivityScope
class ActivityResultDispatcher @Inject constructor() {
private val onActivityResultSubject = PublishSubject.create<OnActivityResultInfo>()
fun onActivityResult(requestCode: Int): Observable<OnActivityResultInfo> = onActivityResultSubject.filter { it.requestCode == requestCode }
fun handleOnActivityResult(requestCode: Int, resultCode: Int, data: Intent?) {
onActivityResultSubject.onNext(OnActivityResultInfo(requestCode, resultCode, data))
}
}
data class OnActivityResultInfo constructor(val requestCode: Int, val resultCode: Int, val data: Intent?)
Например, цепочка действий при возврате в галерею после создания нового канала:
activityResultDispatcher.onActivityResult(ServerChannelsListPresenter.CREATE_CHANNEL_REQUEST_CODE)
.filter { it.resultCode == Activity.RESULT_OK }
.map { it.data!!.extras!!.revealNavigationParams<ChannelSettingsFinishParams>()!! }
.flatMap {
getChannelInteractor.get(it.channelId)
.take(1)
.subscribeOn(Schedulers.io())
}
.observeOn(AndroidSchedulers.mainThread())
.subscribe {
if (it.data != null) {
galleryNavigator.openChannel(it.requireData)
mainMenuVisibilityController.closeImmediately()
}
}
.addToDisposable(compositeDisposable)
- получили необходимый onActivityResult;
- развернули параметры из интента;
- загрузили ожидаемый канал;
- на главном потоке открыли этот канал и скрыли меню.
Аналогично мы обрабатываем запросы разрешений, onNewIntent, остальные методы жизненного цикла, появление клавиатуры, клик по клавише громкости и прочие системные события.
Для обработки ошибок сети можно написать механизм повторения запросов при ошибках либо ожидания сети:
fun <T> Observable<SafeResponse<T>>.repeatOnNetwork(networkController: NetworkController): Observable<SafeResponse<T>> {
return this
.flatMap {
if (it.exception is ServerException) {
Observable.just(it)
}
Observable.error<SafeResponse<T>>(Exception())
}
.retryWhen {
it.flatMap { networkController.networkState }
}
}
Работа с плеером
RxBinding не поддерживает методы ExoPlayer, поэтому пришлось написать пару десятков экстеншенов, чтобы поддержать работу с плеером в таком же стиле:
archView.renderFirstFrame()
.take(1)
.subscribe { trackViewed() }
.addToDisposable(contentDisposable)
archView.playWhenReadyState()
.subscribe { onChangePlayWhenReadyState(it) }
.addToDisposable(contentDisposable)
archView.videoSize()
.take(1)
.subscribe { archView.setSize(it.height, it.width) }
.addToDisposable(contentDisposable)
archView.playerState()
.distinctUntilChanged()
.subscribe { onChangePlayerState(it, archView) }
.addToDisposable(contentDisposable)
fun SimpleExoPlayer.renderFirstFrame(): Observable<Unit> = ExoPlayerRenderFirstFrameObservable(this)
private class ExoPlayerRenderFirstFrameObservable(private val view: SimpleExoPlayer) : Observable<Unit>() {
override fun subscribeActual(observer: Observer<in Unit>) {
val listener = Listener(observer)
val disposable = object : MainThreadDisposable() {
override fun onDispose() {
view.removeVideoListener(listener)
}
}
observer.onSubscribe(disposable)
view.addVideoListener(listener)
}
private class Listener(private val observer: Observer<in Unit>) : VideoListener {
override fun onRenderedFirstFrame() {
observer.onNext(Unit)
}
}
}
Аналогично мы написали все остальные экстеншены для ExoPlayer.
Работа с RecycleView
Адаптер, который мы используем у себя в проектах:
abstract class ArchRecyclerViewAdapter constructor(diffExecutor: Executor,
private val componentsFactory: ArchRecycleComponentsFactory) : RecyclerView.Adapter<ArchRecycleViewHolder>() {
/** this items are update after diff is applied. They may be used when you items adapter is currently showing */
val adapterItems: List<ArchAdapterItem<out Any>> get() = differ.currentList
/** this items are updated on [update] call. They represent the future state of this adapter and may be used as a cache for further updates*/
var dataItems: List<ArchAdapterItem<out Any>> = emptyList()
private set
private val differ = AsyncListDifferFactory(this, diffExecutor).create()
fun update(newList: List<ArchAdapterItem<out Any>>?) {
dataItems = newList ?: emptyList()
differ.submitList(newList)
}
@Suppress("unused")
fun transaction(transaction: MutableList<ArchAdapterItem<out Any>>.() -> Unit) {
update(dataItems.toMutableList().apply(transaction))
}
override fun onCreateViewHolder(parent: ViewGroup, viewType: Int): ArchRecycleViewHolder {
val view = componentsFactory.inflateView(viewType, parent)
return componentsFactory.createViewHolder(viewType, view)!!
}
override fun onBindViewHolder(holder: ArchRecycleViewHolder, position: Int) {
getBinder(holder).bind(holder, adapterItems[position].data)
}
override fun onViewRecycled(holder: ArchRecycleViewHolder) {
super.onViewRecycled(holder)
getBinder(holder).unbind(holder)
}
override fun onViewDetachedFromWindow(holder: ArchRecycleViewHolder) {
super.onViewDetachedFromWindow(holder)
getBinder(holder).detach(holder)
}
override fun onViewAttachedToWindow(holder: ArchRecycleViewHolder) {
super.onViewAttachedToWindow(holder)
getBinder(holder).attach(holder)
}
override fun getItemViewType(position: Int) = adapterItems[position].viewType
override fun getItemCount() = adapterItems.size
private fun getBinder(holder: ArchRecycleViewHolder) = componentsFactory.createViewBinder(holder.itemViewType) as ArchRecycleViewBinder<ArchRecycleViewHolder, Any?>
}
interface ArchRecycleViewBinder<V: ArchRecycleViewHolder, D> {
fun bind(holder: V, data: D)
fun unbind(holder: V) {}
fun attach(holder: V) {}
fun detach(holder: V) {}
}
Если коротко, то есть ArchRecycleViewBinder, который в методе bind связывает данные и холдер. На каждый тип элемента имеется один общий на элементы этого типа биндер. Он возвращает действия пользователя, которые инициируются внутри холдеров адаптера. View проксирует эти методы в Presenter.
class ServerMemberViewBinder @Inject constructor() : ArchRecycleViewBinder<ServerMemberViewHolder, ServerMemberItemData> {
private val memberClickSubject = BehaviorSubject.create<ServerMember>()
private val roleMenuClickSubject = BehaviorSubject.create<ServerMember>()
private var roleSettingsEnable: Boolean = false
fun memberClicks(): Observable<ServerMember> = memberClickSubject
fun roleMenuClicks(): Observable<ServerMember> = roleMenuClickSubject
fun setRoleSettingsEnable(enable: Boolean) {
roleSettingsEnable = enable
}
override fun bind(holder: ServerMemberViewHolder, data: ServerMemberItemData) {
val serverMember = data.serverMember
ViewUtils.setViewVisibility(holder.moreMenu,
roleSettingsEnable && serverMember.role != ServerRole.OWNER)
holder.itemView.clicks()
.map { serverMember }
.subscribe(memberClickSubject)
holder.moreMenu.clicks()
.map { serverMember }
.subscribe(roleMenuClickSubject)
}
}
Вывод
В подобном стиле у нас написано ещё множество других частей приложения: обработка диплинков, работа с редактированием изображений, туториалы по ходу работы приложения, шаринг, пагинация и т.д. Самое удивительное, что порог вхождения в подобную архитектуру остается довольно низким. Большая часть задач решается минимальным количеством операторов, а, например, Room уже из коробки поддерживает Rx, и достаточно просто подписаться на данные, чтобы получать уведомления об их изменении. Довольно быстро разработчик перестраивается на такой стиль написания кода и начинает рассматривать любое действие в реактивном стиле, код становится читабельнее, а писать его быстрее.
Буду искренне рад любому фибдеку и комментариям об уместности использования реактивного подхода в разных слоях архитектуры приложения.