Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В английском языке есть такой неологизм — super commuters, или суперпассажиры. Этим словом называют тех, кто вынужден тратить на дорогу из дома в офис 90 минут и более. Да, и речь идёт о передвижении в одну сторону, значит, путь из офиса домой у них отнимает ещё 90 минут. Такой корпоративный героизм появился не сегодня. И можно вспомнить фильмы и сериалы, где персонажи каждый день либо уныло передвигались в поезде из пригорода в деловой центр, либо легко преодолевали огромные расстояния от собственного поместья до собственного офиса на вертолёте. Но за пределы кинематографического пространства с его художественными условностями и преувеличениями не перемещались.
Однако в последнее время всё чаще и чаще появляются публикации, чуть ли не романтизирующие сверхдальние поездки на работу и пытающиеся выдать их за новую норму. Смысл понятен: за время пандемии и повсеместной удалёнки многие сменили место жительства на более комфортное и доступное по цене; а сейчас всё больше работодателей возвращают своих сотрудников в офисы, и значит, нужны аргументы и «примеры, достойные подражания».
Поездки на работу длительностью в пять часов ещё совсем недавно не считались нормой. Учёные доказывали их вред и для здоровья, и для бизнеса. Но что-то изменилось. В этом дайджесте мне было интересно собрать разные публикации разного времени, посвящённые суперпассажирам, и посмотреть, как отклонение стало нормой.
Суперпассажиры Нью-Йорка тратят до 5 часов на поездку туда и обратно до офиса. Говорят, оно того стоит
Именно эта статья спровоцировала интерес к феноменому суперпассажиров: несколько героев, каждый со своей историей, у каждого перемещения из дома в офис и обратно занимают по 4-5 часов 2-3 дня в неделю, каждый подталкивает читателей к мысли, что долгие поездки на работу — это новая реальность, которую как минимум надо принять, как максимум — научиться получать от неё удовольствие.
Один герой с энтузиазмом рассказывает про «замечательных» коллег и «эйфорическую энергию города», которые оправдывают все неприятности и хлопоты многочасовых разъездов. А после долгого пути его ждёт дом с большой зелёной лужайкой и бассейном, что он никогда не смог бы позволить себе в Нью-Йорке. Другая героиня заявляет, что «Почти три года не ездила на работу, и поняла, как сильно это испортило мою жизнь», лишив «расслабляющих» поездок, в которых она пересмотрела множество фильмов и перечитала тонны книг.
Автор статьи в Fortune ссылается на психологов, которые называют время пребывания человека в пути пограничным пространством, периодом, в течение которого можно восстановиться после работы, ещё не принимая на себя свою домашнюю роль. В публикации высказывается сожаление, что это время было утрачено в пандемию, что привело к размыванию социальных ролей и усилению стресса у сотрудников.
Впрочем, герои признаются, что испытывают тревогу, даже находясь в «эйфорической атмосфере» офиса в центре Нью-Йорка: многих беспокоит, что дома может случиться ЧП, а быстро добраться туда не получится.
Fortune привлёк в качестве эксперта профессора экономики Ричарда Флорида, который с одной стороны подтверждает, что поездки на работу, занимающие больше 20 минут, всё-таки вредны. С другой стороны, эксперт заявляет, что выключённость из социальной жизни тоже влечёт негативные последствия.
«Суперпассажиры» могут Суперзаткнуться
После такого красочного описания жизни суперпассажиров захотелось узнать мнение обычных людей, благо, на Reddit устроили обсуждение публикации Fortune, и сейчас там под 900 комментариев:
«Если ты добираешься до работы по 5 часов в день, ты идиот».
«Предложите мне зарплату в 400 тысяч при трёхдневной двухчасовой рабочей неделе, и я буду готов хотя бы поговорить».
«Проблема не только в том, сколько часов человек тратит на дорогу до работы; большая проблема в том, что это представлено здесь как хорошая идея, которую хорошие работники должны рассмотреть».
«Менеджеры среднего звена должны следить за вашей работой, чтобы оправдывать свою работу. Высшее руководство думает, что вы на самом деле не работаете, они параноики. Владельцы бизнеса считают, что им нужно оправдать огромную сумму, которую они платят за аренду офиса».
«Это пропаганда, купленная и оплаченная заинтересованной группой «Возвращение в офис». Генеральные директора, которые хотят довести до истощения людей без увольнения, выплаты выходного пособия и т. д. И магнаты коммерческой недвижимости, наблюдающие, как их портфели горят. Разговоры о том, как здорово возвращаться в офис, теперь повсюду. Это просто особо вопиющий пример».
Математика нового суперпассажира
Ещё несколько историй о тех, кто на работу не ездят, а летают. Здесь суперпассажира называют «сверхчеловеком». Жаль, к этой публикации я не нашла «сверхкомментариев» от читателей Reddit.
Смерть поездкам на работу
В прошлом году один из популярных авторов Medium Джейсон Гутьеррес опубликовал пост, в котором выступил категорически против работы из офиса для «любителей вычислений, автоответчиков по электронной почте и зависимых от электронных таблиц». Он буквально признался в ненависти к поездкам на работу и подсчитал, что за два с небольшим года с тех пор, как перешёл на удалёнку, благодаря пандемийному карантину, сэкономил 529 часов жизни. Часть из них автор, правда, всё равно отдал работе, но остальные посвятил учёбе и ничегонеделанию, общению с близкими и спорту.
При этом Джейсон Гутьеррес не относится к числу фанатов «суперпутешествий», и его время в пути не превышало 60 минут в день. Но всё равно он убеждён, что большинство работающих тратят впустую на дорогу с работы / на работу 200–400 часов в год.
Аргументов за отмену поездок в офис у автора Medium предостаточно: улучшение качества жизни и сохранение здоровья; экономия денег и людей, и компаний; улучшение экологии; возможность уйти в работу с головой и сделать её быстрее и качественнее. Контраргументы тоже есть: всевозможные отвлекающие факторы и наша дисциплина, пасующая перед искушением отвлечься на игру или соцсети.
Но есть ещё один довод против, причём интересный: удалёнка лишает людей структуры и упорядоченности жизни. «Люди любят структуру. Это основа многих вещей, которые мы делаем в человеческой цивилизации. Без него становится трудно функционировать».
Ещё одно высказывание, похожее на текст Гутьерреса, в котором предпринята попытка собрать как можно больше аргументов против длительных суперпоездок в офис Убить тебя мягко: опасности долгого пути на работу.
Как я уже говорила, «радость убивания» времени в изматывающих долгих поездках из дома в офис и обратно была придумана совсем недавно. Буквально несколько лет назад писали иначе. В 2016 году Insider обратил внимание на статью в закрытом уже DNAinfo и цитировал её, кажется, разделяя позиции автора.
7 причин, по которым ваши ежедневные поездки медленно убивают вас
Издание собрало и проанализировало доступные научные публикации, посвящённые поездкам на работу, и конечно, длительным поездкам, и определило их последствия, которые могут быть опасными для человека.
Первый — повышение уровня кортизола, который может привести к целому букету заболеваний. Далее — повышение уровня стресса. Третье последствие — сокращение продолжительности сна и времени, которое мы уделяем занятиям спортом. Кроме того, у суперпассажиров повышены артериальное давление и уровень холестерина в крови. Долгие поездки выступают предвестниками социальной изоляции — мы меньше времени общаемся с по-настоящему близкими людьми. Последнее и самое пугающее: есть исследования, подтверждающие прямую зависимость между длительными поездками на работу и сокращением продолжительности жизни
Систематический обзор связи между поездками на работу, субъективным благополучием и психическим здоровьем
Пока журналисты ссылаются на знакомых экспертов и доступные им статьи, учёные решили систематизировать знания и исследования о слишком долгих поездках на работу. В позапрошлом году исследователи Утрехтского университета впервые собрали и обобщили все академические работы на эту тему: 45 научных публикаций, вышедших до 2020 года.
Итог предсказуем: продолжительность поездок на работу и способ передвижения однозначно влияют на эмпирические показатели благополучия и психического здоровья, а также на более общие психические и когнитивные состояния. Например, каждые дополнительные 10 минут продолжительности поездок на работу увеличивают вероятность прохождения скрининга на депрессию на 0,5%. «Здоровые» способы перемещения, ходьба и езда на велосипеде, при «здоровой» продолжительности, минимально сказываются на людях, и те ощущают больше счастья и удовлетворения от жизни и работы, чем те, что перемещаются в поездах или автомобилях и застревают в пробках. Вопреки мнению профессора из Fortune, авторы научных трудов, попавших в исследование, не отмечали радости экстравертов от нахождения в дороге в окружении людей.
К сожалению, серьёзных русскоязычных публикаций на эту тему найти не удалось. Была одна перепечатка в уважаемом деловом издании — почти полное повторение статьи в другом уважаемом деловом издании, англоязычном. Зимой редакторы Хабра пытались взять комментарии по поводу движения возвращения в офисы, которое началось в российских компаниях, но никто из наших хороших знакомых не отважился об этом рассказать. Поэтому если кто-то захочет поделиться в комментариях, действительно ли началось возвращение в офисы, много ли времени теперь тратится на дорогу, усложняет ли это жизнь, я буду вам благодарна.