Цифровая индустрия 4.0 и IIoT (Industrial Internet of Things) — это больше, чем просто загадочные термины. Они обозначают темы, касающиеся нас всех – бизнеса, потребителей и коммуникаций в том числе. Сегодня на наших глазах уже происходят тектонические сдвиги, которые меняют привычный уклад вещей. Искусственный интеллект, роботизация, e-commerce, виртуальная реальность, 3D-печать, биотехнологии, кибербезопасность — все это части новой экономической реальности. Зарубежные партнеры Коммуникационного агентства 4D - Communication Consultants, подготовили материал для блога GlobalCom PR Network о том, как она повлияла на бизнес-процессы в компаниях, в том числе на их PR.
“Как мы можем создать наиболее эффективные рабочие и производственные процессы?”
Этим вопросом задаются предприятия во всех отраслях с самого начала появления термина «бизнес». Однако стремительное развитие процессов всегда заставляло множество предпринимателей встретить новые проблемы. Одной из таких стала, так называемая, четвертая промышленная революция или Индустрия 4.0. Впервые об этой концепции заговорили на Ганноверской выставке в 2011 году, определив ее как внедрение «киберфизических систем» в заводские процессы. Иными словами, Индустрия 4.0 является переходом на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени и в постоянном взаимодействии с внешней средой, выходящее за границы одного предприятия с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть товаров и услуг.
«Мы стоим у истоков четвертой промышленной революции. Она началась на рубеже нового тысячелетия и опирается на цифровую революцию. Ее основные черты – это «вездесущий» и мобильный Интернет, миниатюрные производственные устройства (которые постоянно дешевеют), искусственный интеллект и обучающиеся машины», - Клаус Мартин Шваб — немецкий экономист; основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе.
Основными элементами «Индустрии 4.0» являются:
Интернет вещей;
Искусственный интеллект, машинное обучение и робототехника;
Облачные вычисления;
Big Data;
Аддитивное производство (производство трёхмерных объектов);
Кибербезопасность;
Интеграционная система;
Моделирование;
Дополненная реальность.
Сегодня, особенно после пандемии, уже невозможно представить, что реальный мир не взаимодействует вплотную с виртуальным. Именно в этой синергии зародились новые киберфизические комплексы, объединенные в одну цифровую экосистему. Теперь предприятия производят все что угодно — от «умных» колонок до роботов-пылесосов. В своей статье для Foreign Affairs Клаус Шваб выделяет четыре основных эффекта, которые четвёртая промышленная революция может произвести на бизнес:
Рост ожиданий заказчика;
Улучшение качества продуктов;
Совместные инновации;
Новые формы организации.
Для того, чтобы успешно внедрить приведенные «эффекты» в предприятия, во всем мире вводятся основные принципы построения.
Во-первых, совместимость. Это означает способность машин, устройств, сенсоров и людей взаимодействовать и общаться друг с другом через интернет вещей или так называемый IoT.
Во-вторых, прозрачность. Она должна появляться в результате взаимодействия с IoT. В виртуальном мире создается цифровая копия реальных объектов, систем функций, которая точно повторяет все, что происходит с ее физическим клоном. В результате накапливается максимально полная информация обо всех процессах, которые происходят с оборудованием, «умными» продуктами, производством в целом и так далее. Для этого требуется обеспечить возможность сбора всех этих данных с сенсоров и датчиков и учета контекста, в котором они генерируются.
В-третьих, техническая поддержка. Её суть заключается в том, что компьютерные системы помогают людям принимать решения благодаря сбору, анализу и визуализации всей информации, о которой мы писали выше.
И последним принципом является децентрализация управленческих решений и делегирование некоторых из них киберфизическим системам. Данная идея заключается в том, чтобы автоматизация была полной: везде, где машина может эффективно работать без вмешательства людей, рано или поздно должно произойти замещение человеческого труда. Сотрудникам при этом отводится роль контролеров, которые могут подключиться в экстренных и нестандартных ситуациях.
Цифровые экосистемы и платформы
В такой цифровой экосистеме собранные данные объединяются в один узел. Программные платформы делают его централизованно доступным и доступным для компаний в любое время и из любого места. Системный уровень выполняет два типа функций: с одной стороны, он собирает, конденсирует и контролирует генерируемые данные. Это позволяет осуществлять постоянный контроль состояния машины. Кроме того, менеджеры по производству, например, автомобильных компонентов, точно видят, где в процессе изготовления отдельные этапы могут быть выполнены более эффективно и корректируют их соответствующим образом.
Вторая функция системы заключается в активном вмешательстве в контроль, если контекстуальный анализ докажет, что это необходимо. Например, в CBM система воспринимает, что конкретная машина достигает конца своего среднего срока службы, основываясь на данных, полученных для всех частей и устройств машины. Затем система может непосредственно инициировать заказ новых компонентов и предотвратить остановку работы.
Новые производственные и бизнес-модели
Новые модели по совершенствованию производства и бизнеса – быстрое развитие, вызванное цифровизацией, которое дает три преимущества для планирования ресурсов предприятия:
Визуализация;
Оптимизация;
Автоматизация.
Степень прозрачности каждого этапа работы выше, чем когда-либо. Это позволяет регулярно, оперативно и качественно регулировать работу. Кроме того, Интернет вещей порождает новые бизнес-модели: компании открывают свои платформы для клиентов или используют соответствующие клиентские платформы для дальнейшего совместного развития своих продуктов и решений. Хорошо известным примером является облачная открытая операционная система IoT Siemens MindSphere, которая соединяет продукты, заводы, системы и машины и предоставляет разработчикам и пользователям доступ к большому количеству данных.
Значение для бизнеса и коммуникаций
Внедрение принципов Индустрии 4.0 позволяет получить ряд преимуществ, недоступных в традиционных моделях прошлого. Например, теперь предприятия могут достичь индивидуального подхода и персонализировать заказы согласно личным предпочтениям клиентов. Старые заводы и фабрики превращаются в «smart» и начинают выпускать буквально штучные продукты по индивидуальному заказу. При всем этом снижаются удельные затраты на производство единицы продукции, компании получают возможность производить уникальный персонализированный продукт. Затраты на выпуск продукции по индивидуальному заказу на предприятии с глубокой автоматизацией невелики: если раньше под каждую такую пару новых тюбиков зубной пасты пришлось бы перенастраивать оборудование руками, то сегодня это делает компьютерная система сама и за считанные секунды.
Четвертая промышленная революция меняет не только бизнес отдельных компаний, она влияет на расстановку сил на глобальном уровне. Благодаря ей многие компании перенесли или сохранили производство у себя в странах. Например, Adidas перенес часть своего производства обратно в Германию. Теперь на новой фабрике все операции роботизированы, что позволило бренду оптимизировать производство, а также увеличить скорость изготовления. Tesla - американская компания, производитель электромобилей и решений для хранения электрической энергии, также хотела открыть завод в Китае, но решила оставить основное предприятие в США, т.к. все необходимые процессы с помощью роботизации показали отличные результаты в родных краях. Более того, сейчас строится второе предприятие в Техасе. А британская компания Symington's объяснила перенос производства лапши на родину тем, что затраты на ее выпуск в Йоркшире практически сравнялись с издержками на фабрике в Гуанчжоу. Зарплаты в реальном выражении в Великобритании тоже падают, к тому же компании оценивают и другие факторы, такие как контроль за качеством продукции, растущие транспортные расходы и необходимость быстрой доставки сырья и продукции потребителям, которые стало легче осуществлять благодаря процессу цифровизации.
Оцифровка имеет большой потенциал для дальнейшего развития компаний, но она также увеличивает и конкуренцию. Компании вынуждены быстро совершенствоваться, осваивать новые возможности и технологии для эффективного производства и еще более качественного продукта. Благодаря высокому уровню прозрачности действия компаний находятся под пристальным наблюдением общественности как никогда ранее. Компании, отказывающиеся участвовать в этой деятельности, рискуют потерять общественное признание, на котором основана их репутация. Для того, чтобы тональность упоминаний о бренде была положительной, нанимаются коммуникационные агентства с большим опытом в данной сфере деятельности.
Например, в период начала пандемии наш клиент мультимедийная платформа Okko одними из первых запустили онлайн-проект «Шоу ON» - живые концерты звёзд в режиме online. Мы работали над PR-сопровождением проекта и продвижением отдельных концертов, в частности. По итогам работы проект получил более 46 млн просмотров онлайн, более 3000 публикаций в СМИ, а общий охват анонсирования новостей о концертах составил более 900 млн человек. Поскольку публикации не имели коммерческой составляющей, данные оцифрованные итоги применения новых технологий важны и показывают всю прозрачность коммуникаций.
Более четкие месседжи
Данная тема является весьма щекотливой: компании должны активно отчитываться перед заинтересованными сторонами о своем прогрессе – что нелегко при такой сложной и конвергентной теме, поскольку затрагиваются и объединяются все сферы компании в одной экосистеме. Этому свидетельствует совместно проведенное исследование оцифровки немецких МСП, нашим партнером Communication Consultants и VICO Research, специализирующейся на цифровизации предприятий. Оно говорит о том, что даже в Германии производства по-прежнему мало говорят о собственной компетенции в области оцифровки и склонны больше сообщать о продуктах и технологиях, чем личном опыте цифровизации. Согласно исследованию, в информационном поле присутствует только 2% сообщений на тему оцифровки местных компаний.
Для коммуникации со стейкхолдерами важно, чтобы им были понятны все даже сугубо технические аспекты. И не забывайте про сотрудников, которые тоже являются неотъемлемой частью этого путешествия. Рабочая сила также должна жить и дышать быстрой адаптацией. Сегодня изменения становятся постоянным условием развития. Новые навыки в разработке программного обеспечения становятся все более важными. Для того чтобы постоянно подвергать сомнению и оптимизировать собственные процессы, требуется дополнительное образование, предпринимательский дух и правильно выстроенные коммуникации. Компании должны быть готовы к полной реструктуризации перед лицом цифровизации, IIoT и Индустрии 4.0. Это важная стратегическая задача как сейчас, так и в будущем.