Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Сегодня браузерное расширение, известное как Яндекс.Советник, имеет сопоставимую с Авито или Facebook (в России) аудиторию в более 50 млн активных пользователей. И вот что это такое:
Статистика собрана на основе выступления Валерия Бабушкина — смотри на Youtube "Поведенческая кластеризация пользователей Яндекс.Советник".При этом получить статистику реальных переходов из интернет-магазинов в Яндекс.Маркет оказывается непростой задачей.А теперь детали.
Откуда такая популярность?
Приложение со всплывающими подсказками Яндекс.Маркета с более низкой ценой или похожим товаром по умолчанию встроено в различные программы для веба: Яндекс-Браузер (второй по популярности в России), автоматический переключатель клавиатуры, аддоны, десктопные расширения и т.д. Отсюда и сопоставимая с Авито аудитория по пользователям.
Не всегда то, что надо
Зачастую подсказки носят и вовсе бесполезный характер: показываются совсем не товары или предлагаются более дорогие аналоги.
Советник выдает подсказки на основе анализа изображений (круто, на самом деле):
А здесь и вовсе показывается более дорогой товар (уже не круто, т.к. пользователю сервис рекламируется как полезный, предлагающий более низкую цену).
При этом рост аудитории расширения — как в лучшие ковидные периоды — с 2014 года (с момента покупки приложения Яндекс.Советник) количество пользователей выросло в 25 раз.
По данным сайта rusprofile.ru, выручка ООО "Яндекс.Маркет" за 2019 год составила 19 млрд. рублей (рост на 11 млрд. по сравнению с 2018 годом). Учитывая планы Яндекса, озвученные на последней ашмановской конференции, по глобальной перестройке Яндекс.Маркета, мы можем смело предполагать дальнейший рост одного из крупнейших маркетплейсов в России. А значит, и увеличение точек конверсии Маркета, в том числе за счет Яндекс.Советника (читай, владельцев интернет-магазинов).
Насколько велика проблема
Обладаем ли мы инструментарием, чтобы оценить переходы в Маркет с нашего сайта? Яндекс.Метрика предоставляет такой функционал в отчете "Внешние переходы":
Как посмотреть переходы из Советника на Маркет в Метрике
В скриншоте на графике представлен в сайт в тематике "все для мобильных телефонов", с суточной посещаемостью в 3 тысячи визитов. То есть в логике Метрики, происходит. Не слишком много, чтобы переживать. Но верны ли данные Метрики?
На самом деле, данные не полные: Метрика показывает только переходы, осуществленные с сайта (popup-окна с подсказкой Советника), не включая переходы из пуш-уведомлений и тулбара в браузере. А именно они наиболее заметные и кликабельные.
К тому же, отчет в Метрике позволяет строить график только по значимым посещениям известных урл-адресов (в рассматриваемом примере sovetnik.market.yandex.ru и market-click2.yandex.ru), а посмотреть другие реферы Маркета нет возможности.
Кстати, заверения Яндекса, что Советник не всплывает на сайтах-участниках Маркета не выдерживают и выборочной проверки:
Шаг 1. Всплывающие подсказки одного тематичного интернет-магазина-участника Маркета
Шаг 2. Обнаруженные подсказки, которые всплывают на сайте-участнике Маркета.
Но если даже учесть, что данные корректны, то конверсия объявлений Маркета в 3% переходов говорит о частоте показа этих объявлений если не у каждого 4-ого, то у каждого 5-ого (из тех же наблюдений конверсии по объявлениям в Директе).
Есть ли другие способы измерить утечку конверсии?
Советник "всплывает" в 30% случаев?
Можем оценить статистику установок Яндекс.Браузера. Согласно Yandex Radar, за сентябрь 2019 года доля Яндекс Браузера составила 28,4%. Учитывая, по умолчанию включенную настройку показывать подсказки Советника, число показов близко к 30%.
В целом, мы находим подтверждение похожим расчетам в предложениях сервисов-блокировщиков Яндекс.Советника.
"Антисоветник" — до 30%
В публикуемой статистике Антисоветника подсказки конкурентов всплывают в 29% случаев:
Забавно, что накануне 14 февраля статистика по всплывающим подсказкам этого же сервиса достигла максимума:
"Советникофф" — до 40% Рунета
Смелые цифры по пользованию представляет Советникофф. Однако более точных данных — по количеству блокировок, по показам Советника — данных нет, а на наш запрос ответ так и не пришел.
"Киксоветник" для InSales — до 10%
В расчетах этого приложения для популярной CMS мы получаем обещания удержать до 10% посетителей.
Как на самом деле?
Мы решили протестировать первый из выдачи блокировщик Советника на продвигаемом сайте (тематика "автономные канализации") и вот что получили:
Процент блокировок (читай показов Советника) скачет от 0 до 39%.
Для чистоты эксперимента стоит заметить, что сайт имеет небольшую посещаемость до 70 уников в день. Но при среднем чеке автономной канализации от 80 тысяч рублей, затраты оправданы.
Как бороться и стоит ли овчинка выделки?
Средняя цена за сервис блокировки от 1300 рублей до 1990 рублей в месяц (данные по тем же сервисам, которые предоставили статистику). В расчет не берем бесплатные сервисы, imho такие сервисы созданы для сбора информации и неизвестно, как их работа скажется на SEO (да и не к кому предъявлять претензии).
Отсюда при минимальных оценках (от Метрики) сохранения 2-3% трафика можно сравнить со средним чеком. Один сохраненный покупатель с лихвой окупает абонентскую плату.
Напоследок
И на поставленный вопрос в начале статьи ответим "Часто". Яндекс не останавливает свой рост как крупный агрегатор сервисов, потихоньку уступая место поисковой системы крупному западному проекту. Яндекс больше не объединяющая онлайн-бизнес платформа, взамен поисковик сам стал игроком на своей собственной площадке.