Очередной экземпляр из нашей коллекции — магнитные ленты с операционной системой для серии советских компьютеров ЕС ЭВМ.
Идею универсального подхода к разработке вычислительной техники в министертве радиопромышленности СССР обсуждали еще в середине 1960-х годов. В 1968 году году уже началось проектирование серии «Ряд», которая подразумевала создание ЭВМ единой архитектуры и моделируемой под заказчика мощности.
Началу разработки «Ряда» предшествовала принципиальная дискуссия о будущем пути проектирования советских ЭВМ. Она завершилась докладом «главного программиста» СССР академика Анатолия Дородницына, который предложил взять за основу архитектуру машин IBM System 360. Решающим фактором Дородницын счел наличие достаточного объема уже работающего программного обеспечения.
Всего было спроектировано четыре номерных серии «Ряд», в которые вошли около 30 машин. Все они выпускались или планировались к выпуску под обозначением ЕС — «Единая серия»
Машины снабдили клонированной версией операционной системы IBM OS/360. Ее адаптация и русификация шли тяжело. Чаще все ограничивалось комментариями в сопровождающей документации, которой к началу 1980-х накопилась уже около 100 томов. Команды и текстовые поля чаще всего оставались англоязычными, назначение многих утилит и подпрограмм было не всегда понятно.
Математик Григорий Цейтин в статье «Итоги освоения ОС ЕС (Заметки пользователя)» подводит итоги двух десятилетий эволюции операционной системы, перечисляет ряд достижений и обращает внимание на проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться. Общий итог, к сожалению, безрадостный: «можно, и иногда нужно осваивать отдельные образцы зарубежного программного обеспечения, но нельзя становиться на путь постоянного следования за ними».
Научным руководителем создания советской операционной системы на основе разработок IBM был Михаил Шура-Бура, который в 1978 году получил государственную премию СССР в области техники.
«Патриарх советского программирования» Михаил Шура-Бура стал прообразом Романа Ойра-Ойры — персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
Бывший директор НИЦЭВТ, головного предприятия разработки серии ЕС, Виктор Пржиялковский, говорил, что наиболее популярной стала ОС 6.1. Ее начали разрабатывать в 1978 году и представили на выставке ЕС и Системы малых ЭВМ, проходившей на ВДНХ в 1979-м. Эта система устанавливалась на все машины второго поколения ЕС ЭВМ, под этой ОС были реализованы возможности программирования на Фортран, Кобол, ПЛ/1 (в СССР не использовалось название PL/1).
Как следует из информации на наклейке, помещенной на нашей пленке, на ней должна быть записана ОС 6.1 исполнения 01 с изменениями 4. Это более поздняя доработанная версия системы, которая поддерживала горячее резервирование и распределение задач в двух и трехмашинных вычислительных комплексах.
По воспоминаниям системных программистов, ОС помещалась на одну катушку, к ней могли прилагаться ленты с дополнительными библиотеками, СУБД и прочими дополнениями. Это зависело от системы, на которую предполагалась установка ОС.
Судя по другим катушкам, поступившим в нашу коллекцию вместе с изображенной на фото, она, скорее всего, предназначалась для вычислительного центра Государственного Гидрологического института.
Сами катушки были изготовлены в ГДР на заводе ORWO в Вольфене, недалеко от Лейпцига. До Второй мировой войны он был частью корпорации AGFA, там были разработаны процессы изготовления цветных пленок и фотопечати. После капитуляции Германии и разделения ее на четыре оккупационные зоны, американские военные передали завод фотопленок представителям СССР, предварительно изъяв патенты и документацию — они были переданы в Kodak и Illford Photo. Советские специалисты часть завода демонтировали и отправили в СССР, но все оборудование вывозить не стали. Вскоре завод вернулся к работе и продолжил производство фотопленки, а немного позже начал выпускать и магнитные ленты.
Магнитные ленты, которые использовались для ЕС ЭВМ, имели девять дорожек. Это позволяло записывать и считывать информацию побайтно. Девятая дорожка предназначалась для записи бита четности или контрольного бита. Ширина — 12,7 мм (то есть полдюйма, от дюймовых лент отказались в середине 1970-х годов). Номинальная плотность записи информации — 32 бита на 1 мм. Для других ЭВМ того времени применялись другие стандарты, а этот, как и архитектура ЕС ЭВМ, был заимствован у фирмы IBM.
ЭВМ ЕС-1020 на кафедре прикладной математики физмата Ленинградского политехнического института, середина 1980-х гг. На заднем плане видны накопители на магнитной ленте. Источник фото
Перемотка полудюймовых лент осуществлялась на пустую бобину (reel-to-reel). В соответствии с ГОСТом, скорость при чтении/записи составляла примерно 2 м/с, что при плотности записи 32 бита на 1 мм и восьми дорожек с данными давала скорость загрузки в 64 кбайта/сек. Для считывания использовали накопители на магнитной ленте из ряда периферийных устройств ЕС ЭВМ — например, ЕС-5010, весившего 450 кг.
Схема расположения дорожек и зон записи катушки
Понятно, что сегодня на магнитных лентах информацию хранит крайне ограниченный круг пользователей. Однако, например, CERN их использование позволило сэкономить на хранении примерно 200 Петабайт данных, полученных с Большого адронного коллайдера. Магнитная лента оказалась почти втрое дешевле жестких дисков, кроме того, она имеет естественную защиту от несанкционированного доступа — данные с нее невозможно считать удаленно.