(Не)идеальный питч: 5 типичных ошибок в презентациях инвесторам

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

image

Успех стартапа во многом зависит от того, насколько убедительным окажется его питч (от англ. pitch – бросок, подача) – краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Термин пришел из бейсбола и отражает главные качества, необходимые для победы и привлечения финансирования – точность подачи информации в ограниченных временных рамках. Как показывает практика, игнорирование этих правил приводит к досадным ошибкам, которые отдаляют заветные инвестиции. Предприниматель, бизнес-наставник и трекер акселератора Спринт Евгений Волошин рассказал о том, какие промахи чаще всего допускают неопытные стартаперы и как их избежать.


Ошибка №1: читать презентацию со слайда


Во-первых, люди читают быстрее, чем вы говорите, и не воспринимают несколько источников информации одновременно. Поэтому, дублируя голосом текст со слайда, вы будете просто раздражающим фоном.
Во-вторых, фокусируясь на чтении, вы не сможете контактировать с аудиторией, а ваш питч не будет живым, ярким и запоминающимся. От подачи зависит 50% успеха, нельзя позволить себе роскошь быть скучным.
В-третьих, чтение со слайда создает ощущение, будто спикер недостаточно хорошо ориентируется в теме. Если вы не можете в любое время дня и ночи рассказать о своем бизнесе своими словами, вы уверены, что это ваш бизнес?
И в-четвертых, противопоказано говорить «посмотрите на слайд» или «всё есть на слайде» – это не картинная галерея, информация должна быть понятна с первого взгляда, не надо заставлять ее «добывать».
image

Решение: прокачивайте навык «говорения»

Научитесь рассказывать историю о своем бизнесе. Она должна быть интересной, лаконичной и конкретной. Максимум фактов о ваших успехах, минимум размытых обобщений.
Чтобы набить руку, придется много репетировать – не один-два раза прогнать «про себя», а регулярно выступать перед коллегами, друзьями или близкими. Еще одно отличное упражнение – записать свою речь на диктофон или еще лучше – на камеру, и проанализировать ее. Так вы поймете, где волнуетесь и проседаете, какие слова-паразиты используете, говорите слишком быстро или слишком медленно и т.д.

Ошибка №2: «топить» жюри в океане информации


Первый признак того, что вы не умеете приоритизировать информацию – это полотна текста на слайдах. Они всегда плохо воспринимаются, насколько бы важными ни казались. О любом бизнесе можно рассказать в схемах, цифрах и инфографике.
Не стоит лить воду и в устном выступлении. Стоп-фразы для инвесторов – «на рынке давно известно» или «у всех компаний этого сектора есть проблема». Если это действительно широко известные факты, поверьте, инвесторы уже в курсе. Если же за этими фразами вы маскируете отсутствие фактов, это тоже хорошо заметно. Чем больше вы используете своих данных, полученных в результате исследований и экспериментов, и чем меньше «общеизвестных», тем лучше.
Решение: структурируйте и избавляйтесь от воды

У питча есть устоявшаяся классическая структура, от которой не нужно далеко уходить. Всегда начинайте со скелета, а потом нанизывайте на него самые сочные факты и цифры. Обязательно должен быть титульный слайд с коротким ценностным предложением, дальше – описание проблемы, сегмента и решения. Его нужно представить понятно – без технических подробностей, вроде специфики используемого кода или развернутого рассказа, что находится под капотом.
Скажите про рынок – насколько он большой или растущий, и почему выходите на него именно сейчас. Коротко и внятно сравните себя с конкурентами – обозначьте свою уникальность или секретный соус. Покажите метрики, которые уже есть – например, что уже подтвердили problem solution fit, сделали Х продаж, протестировали каналы, свели юнит-экономику и готовы к масштабированию.
В конце коротко расскажите про команду – сколько лет вместе работаете, каких успехов добились, есть ли звездные участники. Закончить нужно ясным призывом к действию, например, для такой-то цели необходимы такие-то ресурсы. Естественно, не забывайте указывать свои контакты, для этого удобно использовать qr-код.
Чтобы презентация хорошо смотрелась и гармонировала с выступлением, постарайтесь максимально трансформировать текст в визуальные элементы. В идеале это должны быть иллюстрации, диаграммы, графики с короткими пояснениями. Осторожнее стоит обращаться с таблицами – они обычно плохо считываются. Если понимаете, что инвесторов будет интересовать только одна графа или ячейка, выделите именно ее.

Ошибка №3: выходить за регламент


Стандартный питч длится три минуты, бывают более короткие – до 1 минуты, реже – более длинные – 5 минут. В любом случае время всегда ограничено и его всегда не хватает. А соблазн поделиться уникальной историей создания своего проекта очень велик. Поддавшись эмоциям, основатели начинают рассказывать, как им пришла в голову идея, или как они познакомились со своей командой ещё в детском саду и рука об руку шли вместе к своему бизнесу, или надолго останавливаются на описании глобальной проблемы. А когда наконец переключаются на метрики и цифры, время заканчивается и начинается «ралли» на последней минуте выступления. В итоге все самое интересное инвесторы получают в скомканном и сжатом виде, что очень портит представление о проекте.
Решение: репетируйте и считайте слайды

Чтобы уложиться в формат трехминутного питча, ваше выступление должно быть энергичным и не перегруженным. При подготовке лучше идти с конца – сначала оценить, сколько времени понадобится на описание продукта, экономики и метрик, а оставшееся распределить между вступительными слайдами.
Учитывайте, что на восприятие одного слайда (если он не перегружен) тратится максимум полминуты. Человеческому глазу нужно какое-то время, чтобы сфокусироваться на экране, понять, что там представлено, и ещё несколько секунд уходит на сопоставления голоса и картинки. Поэтому для трехминутного выступления идеально использовать 7-9 слайдов, максимум – 10.
С речью сложнее – тут нет другого способа себя контролировать, чем регулярные репетиции с таймером. Не забываем записывать себя и анализировать. Например, если вы укладываетесь в тайминг, но все эти 3 минуты тараторите скороговорки, информация все равно не дойдет до слушателя и растворится в воздухе.

Ошибка №4: использовать универсальный питч на все случаи жизни


Молодые фаундеры часто используют один и тот же питч для выступления на разных площадках и перед разными людьми, а потом удивляются, что не достигают желаемого. Все дело в том, что питч нужно кастомизировать под каждое выступление в зависимости от его цели. Более того, даже в рамках одной цели – например, поиска инвестиций – можно делать разные акценты в своем выступлении, ориентируясь на разный состав жюри.
image
Решение: кастомизируйте выступления

Формулируйте цели каждого питча. Опираясь на них, подбирайте площадки для выступлений и учитывайте формат мероприятий. Узнавайте, кто будет сидеть в жюри и используйте эту информацию для структурирования выступления. Например, если вы прошли акселератор какого-то бизнес-заказчика, и знаете, что у него есть конкретная стратегическая цель, связанная с вашей технологией, он вряд ли станет вашим инвестором, но рассмотреть какие-то другие варианты партнёрства может. Тогда в конце выступления в своём призыве к действию стоит сделать акцент на этот сценарий.

Ошибка №5: спорить с жюри


Молодые фаундеры с горячей головой и пылающим сердцем почти всегда готовы доказывать с пеной у рта, что их продукт самый лучший. Это неплохо – если вы не болеете своим бизнесом, вы вряд ли преуспеете. Но во время питча важно не перегнуть палку. В конце выступления инвесторы могут высказать некоторые замечания или задать каверзные вопросы. К ним стоит относиться как к полезной обратной связи от экспертов. Более того, часто это делается, чтобы понять, насколько CEO адекватен и готов слышать альтернативное мнение. Если же в ответ на критику прилетают импульсивные ответы в стиле «вы ничего не понимаете», это сигнал о том, что фаундер пока находится в позиции ребёнка или еще хуже – непризнанного гения. На рынке есть даже внутренний термин для таких ребят – космонавты. Это значит, что они «оторваны от земли», плохо слышат, не готовы столкнуться с реальностью – следовательно, не подходят для долгосрочного партнёрства.
Решение: будьте открыты и дружелюбны

Воспринимайте любую конструктивную критику как информацию к размышлению для работы над ошибками. Не спорьте, принимайте замечания к сведению, благодарите за обратную связь. В конце концов, любая критика – это отличная возможность посмотреть на свой проект со стороны. Если дело все-таки дошло до спора, оперируйте только фактами, ни в коем случае не опускаясь до оценочных суждений.

Резюмируем:


  • Не читайте со слайда — учитесь рассказывать о своем бизнесе интересно
  • Структурируйте и выделяйте главное, вместо текста используйте визуал
  • Соблюдайте регламент и закладывайте не более 30 секунд на 1 слайд
  • Кастомизируйте питч под цели выступления и формат мероприятия
  • Не спорьте с инвесторами — будьте открыты и дружелюбны


Поработать с экспертами, увидеть свои ошибки и сделать питч максимально привлекательным для инвесторов вы можете в акселераторе Спринт. Все подробности ищите на официальном сайте.
Источник: https://habr.com/ru/company/sprint_iidf/blog/591861/


Интересные статьи

Интересные статьи

В обновлении «Сидней» Битрикс выпустил новый продукт в составе Битрикс24: магазины. Теперь в любом портале можно создать не только лендинг или многостраничный сайт, но даже интернет-магазин. С корзино...
Довольно часто мне приходится бывать на всевозможных семинарах, конференциях, митапах, хакатонах и презентациях. Там, где в один прекрасный момент кому-то из гостей приходится вставать с мест...
Cтатья будет полезна тем, кто думает какую выбрать CMS для интернет-магазина, сравнивает различные движки, ищет в них плюсы и минусы важные для себя.
С версии 12.0 в Bitrix Framework доступно создание резервных копий в автоматическом режиме. Задание параметров автоматического резервного копирования производится в Административной части на странице ...
Практически все коммерческие интернет-ресурсы создаются на уникальных платформах соответствующего типа. Среди них наибольшее распространение получил Битрикс24.